История и символизм Таро

 

Сегодняшняя лекция посвящена истории и символизму Таро. Она станет первой в курсе цикла лекций о Таро, которые мы будем разбирать во время наших встреч. В данного курса лекции мы расскажем историю происхождения и развития Таро, главным образом остановившись на эпохе Ренессанса. Помимо сего, мы рассмотрим те элементы культурной и духовной обстановки Северной Италии XV-го столетия, коии оказали свое влияние на создание карт Таро. Нами, в частности, будут рассмотрены «Триумфы» Петрарки, такое поэтическое и художественное направление, как «Пляска Смерти», Священное Писание и вдохновленные им художественные произведения того времени, оказавшие свое влияние на символизм Таро, а также и апокрифические тексты. Мы также прикоснемся к магическому и мистическому уровню понимания, существовавшему в отношении карт Таро у жителей Северной Италии XV-го столетия. Для сего мы обратимся, в частности, к Искусству Памяти и к Гримуару «Ars Notoria», коий непосредственно с сим Искусством связан.


Для нынешней лекции мы главным образом воспользуемся материалом Шэррил И. Смит под названием «История Таро».

 

Время до появления Таро 1375-1420


Прежде, чем игра в Таро появилась и достигла своей популярности, необходимо было выполнение нескольких условий: появление недорогой бумаги, дешевые и простые методы печатания, а также и самой концепции игр, для которых используются квадратные бумажные листы, продовольственная сеть, которая поставляла бы колоды, производимые массово, и, кроме того, необходимо было густое городское население, коие приобретало бы эти колоды. Все эти условия были соблюдены в Европе, в особенности в Италии, в последней четверти XIV-го столетия. Таро появилось именно тогда, когда условия благоприятствовали его появлению, и ранее этого не могло произойти.


Производство бумаги

 Таро - производство бумаги

 

Прежде, чем европейцы научились делать бумагу, они создавали цветные рукописи на пергаменте из шкур животных. Книги представляли собой дорогостоящие предметы ручной работы, ими могли обладать лишь обитатели замков и монастырей. Пергамент не впитывал чернила печатной машины, и поэтому невозможно было массово производить какие-либо печатные изображения до тех пор, пока не стало доступным производство бумаги из растительного волокна. Техники изготовления бумаги из хлопка и льна перешли в Европу из Китая. По Шелковому Пути, коий вел из Китая в Центральную Азию, это знание было передано, затем, в исламский мир. Крестоносцы могли вновь привнести техники изготовления бумаги с Ближнего Востока, или же бумага могла быть завезена в Европу из исламской Испании. Первые бумажные фабрики в Италии появились в 1215 году.


Печатание с деревянного клише (ксилография)

Создание Таро

 

Ксилография по своей технологии подобна резиновой штамповке. Изображение наносится на блок, изготовленный из дерева с мелкозернистым переплетением волокон, например яблони, грушевого дерева или сосны, затем на блоке вырезается фон, оставляется рельефное изображение, коие и покрывается чернилами. Бумага кладется сверху покрытого чернилами блока и натирается плоским металлическим инструментом, чтобы чернила могли отпечататься. Данная техника первоначально использовалась для печати на ткани, и затем была адаптирована к бумаге из растительных волокон, как только она стала доступна. Сначала ксилография применялась для напечатания изображений религиозных сюжетов, образов святых, коии вклеивались в книги, прикреплялись на стены, а также носились на себе в качестве талисманов. Сразу же после того, как игра в карты стала пользоваться популярностью, печатники адаптировали свои мастерские под производство карт. Деревянные блоки могли быть весьма крупными по своим размерам, в них вырезалось несколько рядов из карт. После печатания карты разрезались и вручную раскрашивались, причем для этого использовались трафареты. Ксилография являлась предпочтительным методом для печатания игральных карт, однако она, конечно, не использовалась для изготовления немногих роскошных выгравированных колод, коии стали доступны только после изобретения современных печатных методов, появившихся в XIX столетии.

Игральные карты

Игральные карты

 

Игра в карты была привнесена в Европу из Китая. По Шелковому Пути она дошла до исламского мира, в коием колоды весьма отличались от тех колод, что использовались в Китае. В музее Топкапского дворца, что в Стамбуле, есть три колоды, выполненные в XV веке, коии называются картами Мамлюк в честь Мамлюкского султаната. Колода состояла из четырех мастей, карты каждой из них были означены числами от одного до десяти, было также три придворных карты: Король, наместник короля и второй наместник короля. Масти были следующими: ятаганы, палки для поло, чаши и монеты. По той причине, что в исламском мире было запрещено рисовать человеческие изображения, придворные карты представляли собой изображения символов масти с отметкой, посредством коией обозначалось значение карты.


Торговцы, дипломаты и моряки завезли игральные карты в порты Испании и Италии из исламских стран вскоре после 1370-го года. Карточные игры быстро распространились по всей Европе, и в течение множества десятков лет они ассоциировались у многих людей с исламской культурой. Их часто называли «мавританскими» или «сарацинскими» картами, или же искаженными арабскими словами «naip», «naibi», или «nahipi».


В Европе исламские символы мастей были видоизменены в следующие итальянские масти: мечи, жезлы, чаши и монеты. Эти символы мастей до сих пор используются в Марсельских колодах, и они являются основанием символов мастей, использующихся в колодах, создающихся в стиле Райдера-Уэйта-Смит. При королевском дворе карты были изменены следующим образом: теперь на них изображались люди - Король, Королева, Рыцарь и Паж.


Игра в карты в Европе

 

Игральные карты

 

Карточные игры очень быстро распространились по всей Европе, и к 1370-му году интерес к картам стал настолько необузданным, что правящие круги встревожились, и сочли это увлечение социальной проблемой. Даже несмотря на то, что фактически не осталось карт, принадлежащих к тому времени, нам известно, что игра была широко распространена, пользуясь письменными свидетельствами, сохранившимися в городских постановлениях, в проповедях, коии объявляли игру в карты и другие недостатки рабочих грехами, а также в данном случае мы опираемся на бухгалтерские книги и наличные товары торговцев. В 1376 году во Флоренции игры типа «Naibe» были запрещены, причем в таких выражениях, из коих становится понятно, что эти игры были весьма новы в данной местности. Доминиканский священник, живший в Базеле в 1377 году, описывает колоду игральных карт, помеченных числами от 1 до 10, в коией также было три придворных карты. В 1401 году в описи товаров одного торговца из Барселоны упоминаются позолоченные карты.

 

Козырные карты

 

Игра в карты Таро

 

В одной из карточных игр некоторый игрок выкладывает карту, а остальные игроки должны положить карту той же масти, если только она у них есть. Если нет, в таком случае игрок должен положить карту другой масти, после чего он теряет ее. Тот, у кого карта наибольшего значения данной масти, тот выигрывает партию. Для того, чтобы сделать игру более интересной, одну из мастей делали «козырной», что означало, что данный класс карт по значению является выше, чем все остальные масти. Если у игрока нет карты заявленной масти, в таком случае он может положить козырную карту, и таким образом выиграть партию.


В некоторых случаях являлось общепринятым называть каким-нибудь образом козырные масти карт. В игре под названием Карноффель (Karnoffell), пользовавшейся большой популярностью в областях с немецко-говорящим населением в 1420-х годах, козырные карты называли, например, «Дьяволом», «Императором», или же «Папой». Не существует доказательств того, что Карноффель непосредственно повлиял на Таро. Однако это показывает, что некоторые из образов Таро могут происходить из народных традиций, коие окружали игру в карты.


Игра в Таро является уникальной по той причине, что в ней есть пятая масть, коия всегда является козырной. Далее мы рассмотрим, каким образом козырные карты Триумфов были изобретены.


Раннее Таро 1420-1475

 

Игра в Таро

 

Карточные игры, в коих одна из четырех мастей означивалась «козырной», или «триумфальной» мастью, были весьма популярны в Европе в конце XIV столетия. В начале XV-го века у некоторого человека зародилась блестящая идея создания пятой масти иллюстрированных карт, коии постоянно представляли собою козырную масть. Играть таковой колодой можно было в карточную игру под названием «trionfi» (козыри). Создатели карт иллюстрировали данную масть животными, цветами, сценами охоты, или же нравственными аллегориями.


Первые козырные колоды


Заказ на изготовление первой колоды карт, о коией нам известно, что в ней содержалась козырная масть, был сделан миланским герцогом Филиппо Мария Висконти (Filippo Maria Visconti) не позже 1425-го года. Он попросил своего секретаря, ученого-гуманиста и астролога Маурицио да Тортона (Maurizio da Tortona) разработать аллегорическую карточную игру, основанную на Добродетелях и Искушениях. В колоде содержалось четыре масти, вместе с тем было четыре дополнительных козырных карты, причем на каждой из этих карт изображались классические боги, соответствующие каждой из мастей. Эти козырные карты представляли собою дополнительную пятую масть. Колода была нарисована художником Микелино да Бесоццо (Michelino da Besozzo), и изображения эти сочли невероятно красивыми. Да Тортона написал книгу, в коией описывал карты и их аллегорическое значение, таковым образом создав первую в мире колоду и книгу с объяснениями к Таро! Эта книга хранится в Парижской Национальной библиотеке, однако сама колода была утеряна. Итак, одна из возможных моделей изобретения первой колоды карт Таро - это создание  карточной игры придворным для его покровителя, принадлежащего к классу аристократии.


Первые упоминания о козырных картах («Carte da Trionfi») мы встречаем в учетной книге герцога Феррарского, относящейся к 1442 году. Нам неизвестно, относится ли это упоминание к картам Таро с привычными для нас изображениями, или же в записи говорится о колоде триумфов, украшенных цветами или охотничьими сценами. Вполне вероятно, что речь идет именно о том типе колоды карт Таро, с коим мы знакомы, поскольку стандартная колода Таро с двадцатью двумя козырями пользовалась большим успехом при дворах Милана и Феррары в течение 1440-х и 1450-х годов. Нам неизвестно, относительно упомянутой колоды в учетной книге герцога, была ли она раскрашена вручную, или же произведена с помощью печатной машины. Герцог владел печатной машиной на тот момент, однако аристократы XV-го столетия заказывали раскрашенные в ручную, покрытые золотом или серебром игральные карты у своих любимых художников. Около 270-ти карт из по меньшей мере 15-ти колод сохранились до настоящего времени.


Раннее Таро в Милане

Карта Таро Императрица

 

Наиболее старинные колоды Таро, сохранившиеся до нашего времени, были нарисованы в мастерской любимого художника герцога Миланского – Бонифацио Бембо, они известны по названию музея или коллекции, к коией они принадлежат. Две наиболее ранние колоды, Брера-Брамбилла (Brera-Brambilla) и Кэри-Йельская (Carey-Yale), вероятно, были сделаны по заказу герцога Марии Филиппо Висконти в 1440-м году. Вместо жезлов в данных картах используются стрелы, а вместо мечей – ятаганы. Масть монет обозначается золотыми монетами, коии чеканил герцог. В Кэри-Йельской колоде присутствуют две дополнительные придворные карты в каждой из мастей, а также есть три дополнительные козырные карты, на коих представлены добродетели. На этом раннем этапе развития Таро еще не существовало понятия о стандартной численности или же о типе карт, присутствовавших в колоде.


Наиболее полной из нарисованных в XV-м веке колод Таро, сохранившихся до нашего времени, является колода Пирпонта Моргана Бергамо (Pierpont Morgan Bergamo), главным образом известная под названием колоды Висконти-Сфорца. Она была изготовлена по заказу Франческо Сфорца, герцога Миланского, в 1450-м году. На козырных картах не подписано ни название, ни номер, однако на них очевиднейшим образом изображены те самые архетипы Таро, коии известны нам теперь. В Ферраре в 1470-х годах некто либо заменил несколько отсутствовавших козырных карт из этой колоды, либо создал карты, коии никогда не присутствовали в ней первоначально, и так число козырных карт Таро достигло стандартного значения в двадцать две карты. В этой колоде нет карты Башня или Дьявол, также не присутствуют в ней карты двух мастей. Нам неизвестно, потерялись ли карты Дьявол и Башня, или же они сознательно не были включены в колоду.


Раннее Таро в Ферраре

Карта Таро

 

Милан можно считать родиной изобретения Таро, однако герцога Фераррского и его семью должно признать главными потребителями игральных карт в период XV-го столетия. Начиная с 1422-го года в учетных книгах герцога появляются многочисленные записи относительно приобретения роскошных раскрашенных вручную колод, а также и расходов на восстановление поврежденных карт. В записях учетной книги за 1442 год поначалу  используется термин «Carte da Trionfi». Герцог Миланский, возможно, и приобретал таковое же количество колод, однако об этом мы никогда не узнаем, поскольку его бумаги сгорели в пожаре 1447-го года.


Две раскрашенные вручную колоды, о коих говорится в записях от 1475 года, а также два неразрезанных листа с колодами, изготовленными с помощью печатного аппарата, о коих сказано в записях от 1500-го года, свидетельствуют о том, что в Ферраре разрабатывался уникальный стиль Таро. Карта «Сила» изображалась в виде женщины, стоящей рядом с колонной, «Повешенный» держал в руках два мешка с монетами, «Смерть» изображалась верхом на лошади, на карте «Мир» изображалась женщина, стоявшая в круге, в коием заключалась миниатюра города. Некоторые из этих изображений перешли, спустя 200 лет, в парижскую колоду Вьевилля (Vieville), однако данный стиль не оказал влияния на развитие преобладающего стиля Таро.


Далее мы рассмотрим богатое разнообразие колод, существовавших в XV-м веке в Италии.


Итальянское Таро в XV-м веке

Первые колоды Таро

Карта Таро Звезда

 

В конце XV-го столетия Таро обрело ту структуру, с коией мы знакомы сегодня: двадцать два козыря с соответствующими изображениями, четыре масти, в каждой из коих по четырнадцать карт, включая четыре придворные карты: Король, Королева, Рыцарь и Паж. Поскольку козырные карты не были пронумерованы, на них не было написано их названия, мы не можем быть в точности уверены относительно того, каков был их порядок, а также не может в точности знать, как именно люди называли каждую из карт.


Ранние изображения, использовавшиеся для Таро, могут казаться нам весьма причудливыми, однако они были весьма привычными для игроков в карты, живших в XV-м столетии, поскольку они видели таковые изображения на фресках, в иллюстрированных книгах, в различных представлениях и театральных постановках. С самого начала все колоды Таро являли собою пример превеликого постоянства. Во всех колодах были все те же двадцать два изображения, с коими мы знакомы, и никак иначе. Например, на карте «Звезда» мог быть изображен астроном, маги, пришедшие на свет Вифлеемской звезды, или же женщина, держащая в своей руке звезду; однако идентичность смысла, коий несли данные карты, возможно было с легкостью распознать, поскольку на них изображалась идея Звезды.


Творческое Таро

 

Карта Таро

 

Годы, в коии формировалось Таро, то есть годы с 1440-го по 1475-й, были золотым веком творческого потенциала Таро. Богатые аристократы заказывали собственные колоды для того, чтобы с помощью структуры Таро выразить их личные интересы, собственно, что и делают ныне большинство художников, рисующих колоды Таро. Немногие из данных колод сохранились до нашего времени, и ныне пребывают в музеях. Их репродукции приобретают коллекционеры.


В 1465-м году граф Маттео Мария Боярдо (Matteo Maria Boiardo) из Феррары использовал Таро для того, чтобы изъяснить природу любви. Его козыри назывались в честь тех вещей, что сопровождают существование человека, то есть, например, «Праздность», «Разум», «Желание» и «Тайна». Карты четырех мастей – Очи, Кнуты, Дротики и Вазы, - описывались в трехстишьях, в коих передавались порой циничные идеи относительно сущности любви. Эти стихотворения были опубликованы в Венеции в 1523-м году, а карты были проиллюстрированы Маурицио Бонорой в 1995-м.

Карта Таро

 

Колода под названием «Sola Busca», вероятно, была создана в Ферраре в 1470-х или в 1480-х годах. Это единственная полная колода, состоящая из 78-ми карт, сохранившаяся до наших времен с XV-го столетия, и это лучшее доказательство того, что структура колоды Таро, коию мы имеем теперь, пришла к этому стандартному виду уже в данный ранний период своего существования. Это была единственная в своем роде колода, в коией на козырных картах были изображения военных чинов, римских героев и библейских персонажей. Это также первая выгравированная колода, и одна из первых колод, на нефигурных картах коией,  имелись изображения. Эти изображения вдохновили Памелу Колман Смит, когда она рисовала колоду Райдера-Уэйта в начале 1900-х годов.


Карты для простого народа

 

Карты Таро

Ни одна из дешевых игральных колод, выполненных на печатном станке, не сохранилась до нашего времени с XV-го столетия. Единственным свидетельством о том, как могли выглядеть данные карты, являются для нас не разрезанные листы с картами, относящиеся примерно к 1500-му году. Они были сохранены без какого-либо умысла, только лишь потому, что ошибки, допущенные в печати, не позволили использовать их для продажи. Вместо того, чтобы разрезать данные листы, таким образом разделив карты, печатник использовал их в качестве заполняющего материала, или же употреблял их на переплет книг. Эти неиспользованные листы с картами сохранились вместе с книгами, и некоторые из них попали в музеи.


До сих пор является дискуссионным вопросом, что же появилось первым. Были ли роскошные раскрашенные вручную карты выполнены по примеру массово выпускаемых колод Таро, или же печатники выпускали свои дешевые колоды Таро, беря пример с аристократических раскрашенных вручную колод? Поскольку вещественные доказательства весьма обрывочны, мы не может быть уверены в том, что было первым, и не можем ответить на вопрос, насколько аристократические раскрашенные вручную колоды напоминали карты, коии использовались для карточных игр.


Происхождение Марсельского Таро (Tarot de Marseilles (TdM))

 

Карты Таро

 

Историки поначалу полагали, что первый образец Марсельского Таро (Tarot de Marseilles (TdM)) был создан во Франции. Однако в начале XX-го столетия были обнаружены две колоды, вероятно, ведущие свое происхождение из Италии, содержащие изображения, привычные для Марсельского Таро.


Считается, что неразрезанный лист с картами, относящийся примерно к 1500-му году, был выполнен в Милане, и теперь он находится в коллекции Кэри, что хранится в Йельском Университете. На данном листе изображена характерная для Таро Башня, поражаемая молнией, карта «Звезда» представлена женщиной, льющей воду из двух кувшинов, а «Луна» - двумя собаками, башней и речным раком. Также на всех Тузах изображены руки, держащие символ масти. Вероятно, данные карты представляют собою мост, соединяющий их итальянских предшественников и раннюю французскую колоду Марсельского Таро.


Когда колодец в Замке Сфорца, что в Милане, был вычищен, что произошло в начале XX-го века, на дне его было найдено множество игральных карт, коии были изготовлены примерно в 1500-м году, и на них содержатся типичные изображения Марсельской колоды. Полагаясь на данное свидетельство, историки Таро заключили, что характерные для Марсельского Таро образы происходят из северной Италии, вероятно, непосредственно из Милана, и что колоды с данными изображениями были привезены во Францию солдатами, возвращавшимися домой после войны в Италии, или же итальянскими торговцами, коии жили в важнейших городах Европы. С другой стороны, возможно также и то, что карты, найденные на дне колодца, были привезены из Франции вторгшейся в Италию французской армией. В любом случае, вероятно, существует связь между французскими и миланскими картами Таро, коии были изготовлены в начале 1500-х годов.


Совсем не много карт сохранились с XV-го столетия, и потому невозможно создать целостную историю относительно линий влияния, существовавших между Италией и Францией. Единственное, что мы можем сделать, так это соединить точки пересечения, воспользовавшись немногими картами, сохранившимися до нашего времени, а затем мы можем только надеяться на то, что история, восстановленная нами, соответствует истине.


Далее мы рассмотрим, каким образом Таро было привезено во Францию.


Связь с Францией 1500-1675


К началу 1500-х игральные карты претерпели кардинальные изменения:


- Французские масти, коии мы используем сегодня (бубны, трефы, черви, пики), стали стандартными для европейских игральных карт, и Таро, вместе с его архаическими козырными мастями и нефигурными картами итальянского стиля (чаши, монеты, жезлы и мечи) стали консервативным пережитком.

- Название игры изменилось на «Тароччи» или «Таро», чтобы ее можно было отличить от популярной игры в Триумфы, для коией использовалась обычная колода с четырьмя мастями.

- Возникли местные вариации колод Таро, например уменьшенная колода Болоньезе и расширенная колода Минчиате (Minchiate).

- Та версия колоды Таро, коия использовалась в Милане, была завезена во Францию, и там развилась в Марсельское Таро.

- Местом основного производства карт Таро стала Франция, а сами Таро стали массово выпускаемым товаром.


Единственные колоды, созданные до середины 1500-х годов, сохранившиеся до наших времен, это роскошные раскрашенные вручную колоды, а также неразрезанные листы с отпечатанными картами, случайно сохраненные в книжных переплетах. Обладая лишь таковыми обрывочными свидетельствами, чрезвычайно сложно проследить линии влияния, существовавшие между колодами Таро. В течение этого периода многие стили Таро пересекались друг с другом, а аристократия продолжала заказывать для себя изготовление уникальных колод. Изображения Марсельского Таро использовались по крайней мере с 1500-го года, и, вероятно, именно данные образы предпочитали печатники, изготавливавшие Таро, однако, в то же время, наравне с данными изображениями было доступно и множество альтернативных колод. Когда вы встретите в данной статье выражение «стандартная нумерация» или «стандартные образы», то знайте, что данные выражения относятся к стилю колоды Шоссон-Конвер (Chosson-Conver), вид коией по сей день является стандартным для колод Марсельского Таро.


До появления Марсельского Таро


Французская колода Катлина Жоффруа (Catelin Geoffroy), появившаяся в 1557-м году, является первой напечатанной колодой, сохранившейся до наших дней. Образы данной колоды высокого качества изображены более живо и объемно, нежели обычные карты, для изготовления коих использовалась ксилография. У козырей есть стандартная нумерация, образы тождественны тем, что используются в стандартной колоде Марсельского Таро, не считая некоторых уникальных исключений. На карте «Башня» изображены двое человек, застигнутых грозой, один из них играет на скрипке, а дьявол ухватывает его за плечо. Нефигурные карты основаны на немецкой колоде «Virgil Solis», созданной в 1544 году, в коией используются следующие масти: Львы, Обезьяны, Попугаи и Павлины.



Карта Таро

Парижская колода, созданная в начале 1600-х годов, является единственной напечатанной колодой, сохранившейся полностью. Названия и номера козырных карт тождественны названиям и номерам стандартной колоды Марсельского Таро, однако образы, вероятно, вобрали в себя несколько различных влияний. Карта «Влюбленные» представлена парой, заигрывающей друг с другом, «Звезда» представлена астрономом, а на карте «Башня» изображена гроза и несколько человек, один из коих играет на барабане. На карте «Луна» изображен человек, играющий на арфе под окном женщины, а на карте «Солнце» изображена женщина с обезьяной.

Карта Таро

 

В 1664 году богатая семья Болоньезе (Bolognese) заказала себе выгравированную роскошную колоду у художника Джузеппе Марии Мителли (Giuseppe Maria Mitelli). Очаровательная, выгравированная на меди колода с тонкими, завивающимися линиями в стиле Барокко, наполнена уникальными образами, коии, все же, можно определить как стандартные козыри Таро. Карта «Солнце» представлена Аполлоном с лирой. На карте «Повешенный» изображен спящий человек, коиего собираются убить, и таким образом данной карте возвращается первоначальное ее значение предательства. Изображение, использованное для карты «Дьявол», напоминает «Дьявола» с миланских колод XIX-го столетия, - он держит вилы и восседает в пламени вместе с извивающимся чудовищем. Эту колоду считают наиболее ранней из известных Тароччо Болоньезе, сокращенной колоды, из коией было убрано несколько нефигурных карт.

Карта Таро

 

Марсельское Таро

 

Карта Таро

 

В 1650-м году парижский создатель карт Жан Нобле (Jean Noblet) выполнил первую Марсельскую колоду Таро, с коией мы хорошо знакомы и поныне. Вероятно, были и более ранние версии Марсельского Таро, однако относительно их существования у нас нет никаких свидетельств. Колода Нобле отличалась от стандартной колоды Марсельского Таро совсем не многим: на карте «Башня» в верхнем углу изображалось Солнце, а вершина башни поражалась огнем, а не молнией. На карте «Звезда» не изображены птицы, на карте «Повешенный» изображены странные перьеобразные предметы, придерживающие повешенного за плечи, а на фигуре, изображенной в центре карты «Мир», изображен плащ с капюшоном, а также пояс из листьев. Вместо шарфа, переброшенного через ее плечо. Другая ранняя колода Марсельского Таро, коию изготовил Жан Додал, была напечатана в Лионе в 1714-м году, и она является переходной колодой от колоды Нобле к стандартному Марсельскому Таро. Обе колоды очень красиво воссоздал Жан-Клод Флорной (Jean-Claude Flornoy), используя для этой цели традиционный метод ксилографии и раскрашивания по трафарету.


Фламандские Колоды


Карта Таро

 

Жак Вьевиль (Jacques Vieville), создатель карт из Парижа, современник Нобле, напечатал наиболее ранний из известных экземпляр бельгийского, или фламадского Таро. В данном стиле Таро Козыри с 1-го по 11-й идентичны стандартным козырям Марсельского Таро, в то время как на дальнейших козырях имеются совершенно уникальные изображения. Фигура, олицетворяющая Умеренность, держит в одной руке жезл, переливая при этом воду из одного кувшина в другой, стоящий на земле. «Повешенный» изображен вверх головой, и название на карте написано с орфографической ошибкой: «Lepen du». Карта «Башня» называется «Молнией», на ней изображен человек под деревом во время ливня. На карте «Звезда» изображен астроном с циркулем, на карте «Луна» - женщина под деревом, держащая в руке веретено, а на карте «Солнце» изображен молодой человек, едущий на лошади. Несколько персонажей располагаются в противоположном направлении, поскольку гравер забыл вырезать изображения на деревянных блоках в зеркальном их отображении, и потому изображения на картах при печати были перевернуты в противоположном направлении.


Колода Вьевилля является колодой фламандского стиля, коия обладает уникальной особенностью: нумерация трех пар козырей была изменена в соответствии с поэмой, написанной в Павии в 1570-м году, и основанной на идеях, заложенных в козырных картах. Три изображения на картах идентичны картам, выполненным вручную, и созданным в Ферраре в XV-м столетии (астроном с циркулем, женщина с веретеном, и фигура, изображенная на карте «Мир», стоящая на земном шаре). Таким образом, можно предположить, что фламандский стиль происходит из Феррары и представляет собою альтернативный класс образов Таро, коий вновь возник во Франции и в Бельгии в 1600-х годах. Вероятно, что данный стиль никогда и не забывался печатниками, однако у нас просто нет сохранившихся экземпляров таких колод того времени, чтобы однозначно утверждать подобное.


Игрокам в карты необходимы были простые, постоянные образы карт для того, чтобы их значение всегда можно было бы определить. К 1700-му году из той текущей среды, что превалировала в течение предыдущих двухсот лет, все-таки явился стандартный образ колоды карт Таро. Когда игра Таро стала повальным увлечением жителей множества стран, карты стали товаром массового производства, а колода карт Марсельского Таро явилась в качестве стандартного облика Таро.


Марсельское Таро

 

Карта Таро

 

Первая колода Марсельского Таро, имеющая привычный для нас облик, была напечатана Пьером Мадени (Pierre Madenie) из Дижона в 1709 году. Данная колода была практически идентична ее предшественницам, выполненным Нобле и Додалем. В 1736 году Шоссон из Марселя напечатал колоду, ставшую впоследствии прототипом большинства последующих колод. В середине 1700-х годов колоды, практически тождественные колоде Шоссона, стали выпускаться во Франции, в Бельгии и в Швейцарии. Колода Шоссона стала прародительницей всех колод, выпускавшихся в 1760-м году, когда Николя Конвер (Nicolas Conver) из Марселя сделал копию колоды Таро Шоссона, перенеся ее непосредственно на деревянные клише. Марсельское Таро Конвера стало стандартной колодой для Франции, и она является моделью для большинства популярных ныне колод Марсельского Таро, изготавливаемых в наши дни.


Вариации Марсельского Таро

Карта Таро


Не смотря на то, что карты «Папа» и «Папесса» представляли собою почтительные аллегории Церкви, церковные власти XVIII-го столетия сочли их кощунственными и заставили изготовителей карт в некоторых местностях заменить данные карты какими-либо другими изображениями. В середине 1700-х годов издатель карт Ванденбор (Vandenborre)  из Брюсселя напечатал типичную колоду фламандского стиля (коий описывался немногим ранее), однако он заменил «Папессу» «Испанским Капитаном» (или «Капитаном Фракассом»), самонадеянным персонажем из Комедия дель арте. Вместо «Папы» он изобразил Вакха, восседающего на винной бочке. В колодах Безансона (Besancon), напечатанных в Швейцарии, использовали изображения Юпитера и Юноны в качестве замены данных карт. В колоде Болоньезе, отличающейся особым характером, были заменены не только карты «Папы» и «Папессы», но также «Императора» и «Императрицы». На их место были поставлены четверо «Мавританских Королей». Церковные власти, очевидно, не замечали иронии замещения религиозных персонажей языческими.


Марсельское Таро в Италии

 

Карта Таро

 

В 1700-х годах Марсельское Таро возвратилось на родину Таро, то есть в северную Италию, и развивалось там в стилях Ломбардии и Пьемонтезе. Первые итальянские колоды были идентичны колодам Марсельского Таро, вплоть до французских названий карт с орфографическими ошибками. В течение долгого времени они обзаводились итальянскими названиями, персонажей карт начинали изображать двуглавыми, привнося уникальные изобразительные черты.

Карта Таро

 

Карло Делла Рока из Милана создал изящно выгравированную колоду в 1835-м году, известную под названием «Soprafino», коия стала наиболее значимой из всех миланских колод. Вот несколько уникальных ее изображений: Дьявол, восседающий в пламени, окруженный извивающимися зелеными чудищами; красный омар на серебряном блюде на карте «Луна»; а также танцующая молодая пара на карте «Солнце». На застывших в своем привычном обличье придворных картах Марсельского Таро появились тщательно продуманные костюмы, живые выражения лиц, а также новые отдельные персонажи. Нефигурные карты украшены изящными листьями, цветами и лентами.


Тарок

 

Карта Таро

 

В конце 1700-х годов игроки в карты повсюду, кроме Италии, переключились на колоду Тарок. Она была создана в Германии. Тарок быстро распространялась по всей центральной Европе и Скандинавии, и к XX-му веку вытеснила отовсюду, где все еще играли в Таро, колоду Марселя. В колоде Тарока используются французские масти (черви, бубны, пики и трефы). Козыри изображаются двуглавыми, на них также присутствуют изображения животных, изображения сельских сцен, или же на них нарисованы балерины, коии не имеют никоиего отношения к традиционным козырям Таро. В то время, как Марсельское Таро пребывало в статичном состоянии, колоды Тарока, свободные от традиционных образов Таро, стали средством творческого выражения.


После 1780-го года колоды игральных карт и колоды для дивинационных и Эзотерических целей разошлись по разным путям. Традиционная колода Марсельского Таро со средневековыми козырями и итальянскими мастями Мечей, Жезлов, Чаш и Монет, постепенно становились старомодным явлением, цепляющимся за жизнь в некоторых местностях, где игроки в карты держались за традиционные колоды. Восточная Франция стала одним из последних мест, в коих люди перешли на новые колоды Тарока. Это предоставило французским оккультистам XVIII-го столетия возможность адоптировать к своим целям колоду Марсельского Таро, сберегая традиционную эту  колоду от исторического забвения.


Далее мы увидим, как французские оккультисты радикально по-новому представили Таро, при этом сохраняя оригинальную его структуру и образы.
 

 


Материал подготовлен лектором © Eric Midnight для Эзотерического Центра «Археометр», 2012 год

Все права защищены.