История и символизм Таро. Часть II.

 

Калиостро

Мы продолжаем наш курс лекций, посвященный Таро. В первой части лекции об истории и символизме Таро мы разбирали наиболее ранние колоды, которые ведут свое происхождение с Севера Италии. Так же мы сказали о том, что карты Таро произошли от обычных игральных карт, но не иначе. Теперь настало время развенчать другой распространившийся миф о том, будто бы Таро происходит из Египта. Как мы увидим далее, этот миф обязан своим появлением такому явлению, как «египетский романтизм», который в особенности распространился в XIX-XX веке. Отметим, что явление это не новое. Еще Розенкрейцер Михаэль Майер и ученый иезуит Афанасий Кирхер мыслями своими обращались к романтическому Египту, которого никогда не существовало. Этот легендарный Египет представлял собой в их умах «страну на Востоке» (на Востоке Вечном), нематериальное место, в котором хранится исток традиционного знания. О настоящем Египте ни в то время, ни в XIX-м - начале XX-го века, не существовало никаких реальных сведений. Поэтому «Египет» для таковых авторов всегда служил аллегорией, и не был, конечно же, связан ни с каким так называемым «египетским наследием», о котором ровным счетом ничего известно не было. Точно так же и легенда о египетском происхождении Таро является всего лишь легендой, Египет здесь подразумевается чисто аллегорический. На самом деле, как нам известно, карты Таро происходят с Севера Италии, и появились они благодаря игральным картам. Однако подробнее о «египетском романтизме» будет сказано далее. Для нынешней лекции мы вновь воспользуемся работой Шэррил И. Смит под названием «История Таро».

Французское Оккультное Таро

Карта ТароВ то время, как игроки в карты оставили Марсельское Таро и перешли на декоративные колоды Тарока, члены Эзотерических лож обнаружили, что Марсельское Таро, с его витиеватыми итальянскими нефигурными картами и загадочными козырями, представляет собой книгу мудрости, завещанную магами древнего Египта. В руках оккультистов Таро в конечном счете стало средством составления целого корпуса оккультных соответствий, а козыри Марсельского Таро были видоизменены для того, чтобы передавать Эзотерические наставления.


Оккультизм являет собой соединение Гностицизма, Алхимии, Астрологии и Христианской Каббалы, коии объединились еще в эпоху Ренессанса, и затем получили свое распространение чрез Эзотерические Ложи Франции XVIII столетия. Таро стало частью этой объединенной системы, когда оккультисты сочинили причудливые истории о древних мистических Посвятительных ритуалах, коии проводились в залах с изображениями карт Таро. Данные залы находились под Египетскими пирамидами.


Этот новый взгляд на Таро был представлен общественности в 1781 году, когда Антуан Кур де Жебелен (Antoine Court de Gebelin) опубликовал свое эссе, посвященное Таро, в его многотомном описании истории древнего мира. Сочинение называлось «Первобытный Мир» («Le Monde Primitif»). Это эссе является первым документом, в коием каждая козырная карта соотносится с буквой Еврейского алфавита, а также в коием рассказывается история о изобретении колоды Таро в древнем Египте. Шестьдесят лет спустя данные идеи стали господствующими в области изучения Таро благодаря великому влиянию мага Элифаса Леви.


Если вы верите в то, что Таро происходит из Древнего Египта, в таком случае вам следует принять во внимание то, что средневековый Христианский символизм, вроде карты «Папа» и «Страшный Суд», являет собою анахроническое искажение первоначальных египетских образов, и потому их необходимо изъять из колоды. К концу XIX-го века три колоды Таро были посвящены данной проблеме:


- Колода Эттейлы
- Египетские колоды, основанные на сочинениях Поля Кристиана
- Каббалистические колоды, основанные на наставлениях де Жебелена, Леви, Вирта и Папюса


Эттейла

Карты Таро


Эттейла (1738-1791) был сделал своею профессией гадание на картах, а также он изучал Алхимию. Именно Эттейла создал совершенно новую колоду карт, которая по степени своей преобразованности превышала даже те колоды Таро, коии основывались на легенде о том, что Таро является египетской Книгой мудрости. Он знал о том, что картам Таро приписывают различные каббалистические соответствия, однако предпочитал сконцентрировать свое внимание на астрологии и герметической литературе для создании своей колоды, и потому она не обладала некоторым особенным египетским характером. Карты пронумерованы от 1 до 78, порядок Старших Арканов отличается от стандартного расположения карт в Марсельском Таро. На данных картах означены их дивинационные значения в прямом и перевернутом положении. Младшие Арканы разделены на желтый и синий прямоугольники. В части, окрашенной в синий цвет, представлены основные отличительные символы данной карты, а на нижней желтой половине – символы дополнительные. Эттейлу полагают первым человеком современности, использовавшим карты для дивинации. Он первым стал использовать перевернутые значения карт, первым стал использовать схему расположения карт при дивинации для того, чтобы при чтении их значений составлять целый рассказ, и он первым опубликовал значения карт при дивинации. Он владел школой, в коией обучали астрологии и Таро, и первым опубликовал книгу, посвященную чтению значений карт Таро при дивинации.


Не смотря на то, что Эттейла обладал школой Таро, издавал материалы для заочных студентов по данному вопросу, а также не смотря на то, что у него были последователи, коии продолжили его дело после его смерти, его методы относительно дивинации на Таро носили слишком личный характер и были чересчур запутанными, и потому не снискали популярности. В конечном счете его школа прекратила свое существование, однако его поучения до сих пор оказывают свое влияние и на соврмененных продолжателей его дела. Описанные Эттейлой значения карт оказали свое влияние на английских оккультистов С.Л. МакГрегора Мазерса и А.Э. Уэйта, эти значения лежат в основе истолкования карт множества карт из колоды Райдера-Уэйта-Смит. Недавно во Франции были вновь опубликованы поучения Эттейлы о том, как следует истолковывать значения карт Таро, и поэтому можно сказать, что ныне его школа переживает свое возрождение.


Египетское Таро

Карта Таро

В своей книге, изданной в 1870-м году, под названием «История Магии» Поль Кристиан описал 78 египетских карт Таро. В 1896 году М.О. Веженер (M. O. Wegener) использовал его описания для иллюстраций к книге по герметическому Таро, написанной Р. Фалконьером (R. Falconnier). Эта оригинальная египетская колода до сих пор издается под названием «Египетское Таро» компанией «U.S. Games Systems Inc.». В 1901 году была опубликована книга «Практическая Астрология графа де Сен-Жермена», которая являлась плагиатом работ Кристиана и Фалконьера, и, в конечном итоге, послужила основанием для колоды Таро К.З. Зайна «Церковь Света», а также для колоды «Египетское Таро» А.Ж. Мюллера. Изображения Веженера также повлияли на колоду, выпущенную в 20-м веке, Кнаппа-Холла, на колоду «Братства Света» и колоду «Ибис», коия представляет собой, по сути, колоду Веженера, но только раскрашенную. В 1865 профессиональный гадатель Эдмонд Биллодот (Edmond Billaudot) нарисовал египтизированную колоду Марсельского Таро, выполнив ее при помощи ручки и чернил, и основываясь на сочинениях Поля Кристиана. В настоящее время изданием данной колоды занимается компания «Grimaud», она выпускает данную колоду под названием «великое Таро Беллина» («Le Grand Tarot Belline»). Такие оккультисты, как Освальд Вирт и А.Э. Уэйт добавили египетские штрихи к своим колодам для того, чтобы указать на египетское происхождение Таро.


Элифас Леви: Таро, основанное на Каббале


Древо Сефирот

Элифас Леви написал один из наиболее влиятельных трактатов в истории Западного Оккультизма, коий называется «Учение и Ритуал Высшей Магии». Он был опубликован в 1856 году. Синтез Леви Церемониальной Магии, Алхимии, Каббалы и Таро, основанный на Христианской Каббале Афанасия Кирхера XVI-го века, создал новую парадигму в европейском эзотерическом и магическом учении. Леви привел соответствия между Арканами Таро и буками Иврита, и разместил все 78 карт на Древе Жизни. Его наставления относительно Тетраграмматона как Слова Магической власти использовались затем Папюсом в качестве основания для всей системы соответствий Таро. Когда идеи Леви перешли в Англию, они приобрели множество изменений в ходе деятельности членов Ордена Золотой Зари. Именно идеи Леви стали основанием для всей системы эзотерического Таро в англо-говорящем мире. Соответствия букв Иврита, составленные Леви, возможно узреть теперь на множестве современных колодах, таких как колода Кнаппа-Холла, колода Освальда Вирта, Универсальное Таро Дали, а также Таро Веков.

 

Карта Таро

Описания Леви карт Таро, главной идеей коих послужила египетская легенда о происхождении Таро, весьма повлияли на колоду Таро А.Э. Уэйта, коий включил множество из этих египетских истолкований в свою колоду: ноги Императрицы покоятся на полумесяце, а также на данной карте присутствует символ Венеры; к тем же влияниям следует отнести и четыре Магических Орудия на столе у Мага; Сфинксов, коии везут Колесницу; Верховная Жрица, на главе коией располагаются рога, как у Исиды; на карте Умеренность мы видим квадрат и треугольник, что также является заимствованием из описаний Леви; также Уэйт представил Дьявола как Бафомета, основываясь на Леви.


Освальд Вирт


Освальд Вирт (1860-1943), родившийся в то время, когда Леви занимался написанием своих Магических трактатов, систематизировал трудные для понимания и запутанные сочинения Леви, посвященные Таро. В 1899 году он создал колоду Таро, основанную на описаниях Таро, выполненных Леви, прибегнув при этом к руководству оккультиста Станисласа де Гуайты.


В 1927 году Вирт опубликовал свою книгу под названием «Le Tarot des Imagiers du Moyen Age» («Таро Средневековых Художников»), свой компендиум по оккультного и каббалистического Таро, коий был иллюстрирован несколько видоизмененными картами Таро. К изданию данной работы от 1966-го года, коие предприняла компания «Tchou Editeur», прилагались 22 карты Таро, вложенные в конверт, прикрепленный к задней стороне обложки книги. Данные карты были неуклюже перерисованы и перекрашены, и, к сожалению, именно этот образец явился моделью для всех последующих изданий колоды Вирта. Сочинения Вита о Таро до сих пор являются основанием для всех европейских изданий, посвященных Таро, его влияние до сих пор является весьма значительным.


Когда один из английских оккультистов посетил Элифаса Леви, жившего в Париже в 1861 году, это событие произвело революцию в английском оккультизме, коия повлекла за собой создание самой влиятельной колоды Таро 20-го века.


Далее мы рассмотрим, каким образом Таро появилось и в Англии.


Английское Оккультное Таро 1880-1940

МакГрегор Мазерс - Орден Золотой Зари

Наш секуляризованный, мульти-культурный мир начал свое формирование в конце 19-го века. В то время в европейских газетах и в газетах США пестрели объявления астрологов, месмеристов, целителей-энергетов и медиумов. Это было время многочисленных оккультных кружков, когда любой человек в мантии, составивший философию на основании Герметизма, Каббалы и восточных учений мог основать свой кружок и заполучить ревностных последователей. В то время Церковь уже не являлась доминирующей силой в культуре общества, а новое научное мировоззрение даже являло собой достаточное подспорье для искателей мистических истин. Светское общество, конечно же, наверняка сочтет различные Ритуалы Эвокаций глупостью, однако светское общество – это не Инквизиция, коия могла бы за подобные Ритуалы отправить человека на растерзание Железной Девы.


До конца 19-го столетия Таро было нераскрытой областью для англо-говорящего мира, за исключением немногих ученых, коии умели читать по-французски, и имели достаточно терпения для того, чтобы штудировать обширные тома, написанные Элифасом Леви. Один из англичан, посетивший Леви в Париже в 1861-м году, изменил ход истории английского Оккультизма и Таро. Кеннет Маккензи возвратился после своей встречи с Леви исполненный вдохновения, и загорелся идеей создать Ложу, занятия коией основывались бы на взглядах Маккензи на систему Элифаса Леви. Совершенно обновленная колода Таро станет неотъемлемой частью учения данной Ложи. После того, как Маккензи умер в 1886 году, его материалы были приобретены двумя оккультистами, коии использовали их для создания Герметического Ордена Золотой Зари. Если бы вдова Маккензи сожгла бы его бумаги, в таком случае англо-американское Таро могло бы основывать свое развитие на системах Эттейлы или Вирта. Однако Шифрованный Манускрипт повлиял на образование иной исторической реальности.

 

Документ Ордена Золотой Зари

В 1888 году Уильям Уэсткотт и Самуэль Л. МакГрегор Мазерс основали Герметический Орден Золотой Зари. Данный Магический Орден, просуществовавший недолгое время, привлек к себе людей искусства и интеллектуалов того времени, он стал краеугольным камнем для появившихся в последствии Магических Орденов в англо-говорящем мире. В систему Таро Золотой Зари входили таблицы соответствий, Таро использовалось для Магических работ, а также у него был большой дивинационный потенциал. В системе Золотой Зари, в отличие от системы Леви, первая буква Алфавита Иврита, Алеф, была атрибутирована карте Дурак вместо карты Маг, и таким образом все остальные соответствия между картами и буквами Иврита сместились. Затем также в системе Золотой Зари были изменены соответствия Арканов Сила и Справедливость для того, чтобы сделать их более правдоподобными. Рыцарь стал наиболее сильной из придворных карт, название «Король» изменилось на «Принц», а «Паж» стал «Принцессой». Десять нефигурных карт были соотнесены с Сефирот Древа Жизни, как и у Леви, а также им были приписаны соответствия 36-ти астрологическим деканам и 72-м Каббалистическим Ангелам. Старшие Арканы были соотнесены с Путями на Древе Жизни, некоторым из них получили уникальные изображения и названия. 


Официальная колода карт Таро Золотой Зари основывается на «Книге Т», вероятно, она была нарисована женой Мазерса Мойной, которая обучалась в художественной школе. Каждый член Ордена должен был сделать собственную копию данной колоды и раскрасить карты в соответствии с предписаниями, даваемыми Орденом. Поскольку данная колода являлась частью тайных наставлений Ордена Золотой Зари, она не была представлена вниманию общественности, и совсем не много повлияла на эволюцию Таро. Неофиты, коии не сделали собственной раскрашенной вручную колоды, использовали Марсельское Таро. У.Б. Йейтс пользовался колодой, изготовленной компанией «Dotti» в Милане.   


Колоды Золотой Зари


После того, как Израэль Регарди оказал свое влияние на уменьшение значимости Оккультных Лож, опубликовав тайные наставления и Ритуалы Золотой Зари в 1930-м году, включая текст «Книги Т», более не было никаких причин для того, чтобы держать эту колоду в тайне. В 1970-х годах Регарди помог возродить Орден Золотой Зари и работал с членами воссозданного им Ордена над созданием колоды Таро, коии мы обсудим несколько позже, когда будем рассматривать Оккультное американское Таро.


Герметическое Таро Годфри Доусона (Godfrey Dowson) создавалось им в период его уединения и усиленного обучения. Данная черно-белая колода, наполненная богатым символизмом, весьма сильно соответствует наставлениям «Книги Т». Гарет Найт, один из современным оккультистов, учредил свою собственную организацию под названием «Служители Света» в 1973. Данная организация до сих пор предлагает курсы, высылаемые по почте, посвященные традиции Золотой Зари, и она же создала две колоды Таро, одна из коих называется «Таро Гарета Найта», а вторая – «Таро Служителей Света». Обе колоды были созданы нынешней главой организации, коию зовут Долорес Эшкрофт-Новицки, вместе с Джо Джиллом (Jo Gill).


Карта Таро

Основанием для материалов Маккензи послужили, предположительно, древний Шифрованный Манускрипт, а также «Книга Т». В этих материалах обрисовывалось строение нового Магического Ордена под названием Золотая Заря, чье учение основывалось бы на великом синтезе Леви Западного Эзотеризма, с учатом некоторых весьма важных вариаций, а также с значительным акцентом на Таро. В «Книге Т» указывались новые соответствия между Арканами Таро, буквами Алфавита Иврита, Путями на Каббалистическом Древе Жизни, а также астрологическими элементами. Данная система отделила англо-американскую систему Эзотерического Таро от континентальной традиции Таро Эттейлы, Поля Кристиана, Элифаса Леви, Вирта и Папюса.


Колода Райдера-Уэйта-Смит


А.Э. Уэйт, создатель самой влиятельной во всем мире колоды Таро, был английским Мистиком, зарабатывавшим на жизнь переводами и изданием собственных книг. В 1889 году, под псевдонимом Великий Восток (Grand Orient), он опубликовал «Руководство по картомантии, гаданию и Оккультной Дивинации», одну из первых книг в Англии, посвященную истолкованию Таро. Его очарованность оккультизмом привела его к становлению членом Герметического Ордена Золотой Зари, однако его степень духовности возрастала со временем, и он перешел от Церемониальной Магии к Христианскому Мистицизму. Когда Золотая Заря распалась на две враждующие друг с другом группы, он создал на основании того, что осталось от Золотой Зари, собственный Орден под названием «Братство Разового Креста». В 1909 году он создал колоду Таро Райдера-Уэйта, сотрудничая с Памелой Колман Смит, и написал к данной колоде книгу под названием «Иллюстрированный Ключ к Таро».


Памела Колман Смит родилась в Лондоне, ее родители были американцами, и большую часть своего детства она провела на Ямайке. Она обучалась живописи в Институте Пратта, коий располагался в Нью-Йорке, затем она участвовала в гастролях английского театра в качестве костюмера и художника декораций. В 1901 году она приобрела в Лондоне студию, где развлекала своих друзей художников и литераторов, одеваясь в различны костюмы и рассказывая фольклорные истории, которые узнала она на Ямайке. Декорации в ее театре были выполнены из картона. На пике своей карьеры, коий длился с 1890-го по 1910-й годы, она сотрудничала с У.Б. Йейтсом и его братом во многих литературных и театральных проектах; она рисовала иллюстрации для небольших, изданных отдельно музыкальных произведений, для рекламных объявлений, а также для детских книг, а также ее работы сопровождали статьи в различных журналах. Она была известна своей способностью входить в транс во время прослушивания музыки, и в этом состоянии она рисовала различные картины. Уже множество лет спустя художники-сюрреалисты точно так же, как и она, экспериментировали с автоматическим письмом для создания своих работ.


Карты Таро

В 1909 году Уэйт заплатил Смит определенную сумму за выполнение иллюстраций для его колоды Таро. Он избрал ее для этой работы, поскольку она была талантлива, кроме того она также, как и Уэйт, была членом Ордена Золотой Зари, а также Уэйт попросту верил в ее ясновидческие способности, коии должны были помочь ей воспринять высокие мистические истины, коии старался он передать в своей колоде. Она не только не получила какой-либо финансовой выгоды из издания этой колоды Таро, но, кроме того, ее имя было убрано из названия этой колоды. Вместо него издатель поставил собственную фамилию. Совсем недавно общество людей, интересующихся Таро, исправило эту несправедливость: теперь они называют эту колоду либо колодой Райдера-Уэйта-Смит, либо колодой Уэйта-Смит.

 

Нам известно, что Смит занималась изучением работ, выставленных в Британском Музее, поскольку определенные изображения она заимствовала непосредственно из колоды Таро XV-го века под названием «Sola Busca», коия выставлена на обозрение в данном музее (это Тройка Мечей и Десятка Жезлов). В колоде, выполненной Смит, содержится множество художественных черт, присущих самой Смит, и поэтому мы можем сделать вывод, что в создании Малых Арканов колоды Смит действовала автономно.


Не смотря на то, что как Уэйт, так и Смит были членам Золотой Зари, они не создавали колоду Золотой Зари. Уэйт основывал изображения Старших Арканов на египтизированных описаниях карт Элифаса Леви и Поля Кристиана, а также на Христианском символизме и астрологических соответствиях Золотой Зари. Его дивинационные значения взяты по большей части из системы Эттейлы. Изображения Младших Арканов представляют собой смешанное влияние Эттейлы, «Книги Т» Золотой Зари, колоды «Sola Busca» XV-го века, коия хранится в Британском Музее, а также в них содержатся и элементы собственного воображения Смит.

Карта Таро

Старшие Арканы основаны на Марсельском Таро, на описания Элифаса Леви и собственного символизма Уэйта. Значение карт частично взято из систему Золотой Зари и частично – из системы Эттейлы. Наиболее важным является то, что Уэйт не приводил соответствий между буквами Алфавита Иврита и Таро, что является неотъемлемой частью Оккультного Таро. Отсутствие откровенных оккультных соответствий и Христианский символизм значительным образом ставит эту колоду Таро за пределы оккультных колод того времени, таких как колода Освальда Вирта, например.

 

Карта Таро

Колода, очевидна, тут же стала весьма популярной с тех пор, как ее приписал себе и выпустил американский издатель ДеЛоренс в 1916-м году. Компания «U.S. Games, Inc.» заполучила эксклюзивные права на издание колоды Таро Райдера-Уэйта в 1971 году. Оригинальные эстампы карт были уничтожены во время Второй Мировой Войны, а оригинальные рисунки Смит исчезли, поэтому издание данной колоды компании «U.S. Games» от 1971 года, вероятно, является наиболее близким к оригинальному изображению карт. Перед наступлением 1971 года наиболее крупным издательством, занимавшимся изданием колод Таро, была компания «University Press». Эта компания публиковала карты колоды Райдера-Уэйта с легко опознаваемым символом Анкха на рубашках колоды. Колоды под названием «Альбано Уэйт» (Albano Waite), а также «Универсальный Уэйт», представлют собой раскрашенные заново версии данной колоды, основой для которых послужила версия от 1971 года колоды, выпущенной компанией «U.S. Games». В 2009 году в честь дня, когда Смит исполнилось бы 100 лет, компания «U.S. Games» выпустила юбилейную книгу и колоду, основанную на изображениях колоды от 1909 года, коия находится в частной коллекции.


Колода Райдера-Уэйта-Смит вдохновила сотни других колод, созданных, например. Морган Грир, Робином Вудом, Хэнсоном Робертсом и другими. Система Райдера-Уэйта прочно укоренилась в системе англо-американского Таро, она стала парадигмой и краеугольным камнем наших представлений о Таро. Создатели новых колод Таро чувствуют себя обязанными отдать дань уважения данной колоде, и создают свои изображения на основании колоды Райдера-Уэйта. В большинстве книжек, сопровождающих новые колоды, описываются именно те значения карт, что установил Уэйт для своей колоды.

 Карта Таро

 

Далее мы рассмотрим, как Таро перешло из Атлантики в Соединенные Штаты Америки.


Американское Оккультное Таро 1910-1960


Капитализм, популизм и демократичная открытость – вот, что характеризовало обстановку, в коией создавалось американское Таро в начале 20-го века. Если бы вам хотелось узнать что-либо о Таро, то для исполнения своего желания вам не нужно было становиться членом некоторой Оккультной Ложи. К 1920-му году вам достаточно было бы всего лишь посетить одну из публичных лекций Пола Фостера Кейса или же подписать на его курсы, посылаемые по почте. «Братство Света» К.З. Зайна также предлагало получать лекции и материалы Ордена по почте. Самоучки же могли приобрести колоду Райдера-Уэйта, вернее пиратскую ее версию де Лоренса, и таким образом обучиться истолкованию карт Таро. В 1917 году Ф. Гомер и Гариетт Кёртис, последователи мадам Блаватской, иллюстрировали первую американскую книгу, посвященную Таро, коия называлась «Ключ ко Вселенной», где содержались изображения карт колоды Вирта, Фалконьера-Веженера, Марсельского Таро, а также колоды Райдера-Уэйта-Смит.


Таро прибыло в Северную Америку в начале 20-го века в виде, далеком от колод, обладающих итальянскими корнями, облаченным в эзотерический символизм. К 1915-му году все главные колоды Таро появились в США:


- Эзотерическая, основанная на египетской легенде, колода Фалконьера и Веженера, на которую оказали влияние сочинения Поля Кристиана.
- Колода Освальда Вирта, основанная на описаниях Элифаса Леви.
- Марсельское Таро
- Колода Герметического Ордена золотой Зари
- Колода Райдера-Уэйта


Теперь же рассмотрим, как данные колоды были адаптированы в американской традиции Таро.


Египетское Таро

Карта Таро

 

Первой колодой, укоренившейся в Северной Америке, была Египетская колода французских оккультистов Фалконьера и Веженера 1890-го года, коия была основана на сочинениях Поля Кристиана. В 1918-м году К.З. Зайн (Элберт Бенджамин 1882-1951) использовал Египетскую колоду Веженера для уроков, отправляемых по почте, его Братства Света. Таким образом впервые на английском языке стали доступны поучения Поля Кристиана. В 1936 году колода была перерисована Глорией Бересфорд с незначительными изменениями в изображениях, а затем вновь эта колода была перерисована в 1994 году и выпущена под названием «Священное Таро». Организация Зайна, теперь называемая «Церковью Света», все еще предоставляет курсы, высылаемые по почте, авторства Зайна.


Создается такое впечатление, что каждое поколение приспосабливается Египетскую колоду Таро для собственных целей. В 1930-м году Джон Декер использовал колоду Фалконьера-Веженера для того, чтобы иллюстрировать свою книгу «Стрелы Света Египетского Таро». В 1951 году ученик Декера Джордж Фэзмэн использовал данную колоду для иллюстраций своей собственной книги под названием «Королевский Путь». В 1967 году Дорис Доан, выпускница эзотерической школы Зайна, использовала ту же самую колоду для иллюстраций своей книги «Как истолковывать карты Таро». В 1973 году Линн Бюсс использовала раскрашенную заново Египетскую колоду для своей книги «Таро и Превращение».


Таро Освальда Вирта

 

Карта Таро

 

Вирт, один из мэтров Французского Таро, всегда имел множество последователей в англо-говорящем мире. В 1887 году он создал колоду согласно описания Элифаса Леви: эта колода представляла собой Марсельское Таро с каббалистическими и египетскими влияниями, также на картах были начертаны соответствующие буквы Иврита. Наставления Вирта о том, как следует истолковывать карты Таро, были опубликованы в США в 1980-х в книге под названием «Введение в изучение Таро». Также в Европе были написаны и после переведены на английский язык две книги, в коих использовались карты Таро Вирта в качестве иллюстраций. Это были книги под названием «Мудрость Таро» (автор – Элизабет Хейч) и «Цыганское Таро» Папюса.


В 1920-х годах Огюст Кнапп стал сотрудничать с Мэнли П. Холлом, основателем «Философского Исследовательского Общества», и в результате этого сотрудничества была издана колода Кнаппа-Холла в 1978-м году. Данная колода представляет собой смесь изображений карт Таро Египетской колоды Веженера и колоды Вирта.


Марсельское Таро

Карта Таро

Ролла Нордик, называвшая себя ведьмой и бывшая ученицей «Института Озарений» Фрэнка Линда, переехала в Нью-Йорк в начале 1960-х годов, и здесь создала первую обновленную версию Марсельской колоды Таро. Ее колода была черно-белой, основывалась на народных фольклорных представлениях, и предназначалась для того, чтобы ее ученики самостоятельно ее раскрасили. Данная колода была нарисована Полом Мэтисоном. В ее книге, выпущенная в 1960-м году, под названием «Таро указывает Путь», представлены истолкования карт Таро, а также и техники гадания на Таро. Некоторые из ее учеников опубликовали свои собственные книги по Таро, иллюстрированные картами Роллой Нордик.


Когда американцы заинтересовались историей Таро, они также стали подумывать над тем, чтобы использовать исторические колоды, и создали магазин, в котором продавались репродукции исторических французских и итальянских колод. Такие художники, как Крис Хадар, Родес и Санчес, следовали примеру Нордик и переделывали изображения колоды Марсельского Таро, придавая этим картам более современный вид. Издатели вроде Фурнье, Картеса Франса и Франса Джо (France Jeux) также издавали колоды с более современными изображениями, пользуясь более яркими красками.


Колода Райдера-Уэйта-Смит


В 1918 году американский издатель ДеЛоренс начал длать пиратские издания колоды Уэйта-Смит, а также книги Уэйта «Иллюстрированный Ключ к Таро». Таким образом данная колода и руководство к ней стали наиболее популярными среди остальных колод Таро и книг, посвященных Таро, в англо-говорящем мире. В 1959 году книга и колода стали даже еще более популярными, когда их изданием занялась крупная компания «University Press». В 60-х и 70-х годах под влиянием книг Эден Грей, которые и до сих пор еще распродаются, колода Уэйта, а также и значения, которые Уэйт приписывал картам, стали еще более популярнее. К середине 20-го века колода Уэйта-Смит стала стандартной американской колодой и краеугольным камнем тех колод, что создавались в Америке в последствии.


В течение 1930-1950-х годов в Америке Таро практически не развивалось. В 1950-х годах в Америке продавалась практически исключительно колода Уйта-Смит. До конца 1950-х годов выбор литературы по Таро был весьма ограничен, все они относились к периоду развития Таро в XIX-м веке. Однако в это положение вещей были привнесены определенные изменения в 1960-х годах, когда Таро отошло от своего эзотерического значения, и стало доступно для более широкой аудитории.


Далее мы рассмотрим процесс по внедрению Таро в массовую американскую культуру.


Таро в массовой культуре, середина XX-го столетия

 

Карта Таро

 

Марсельская колода Таро стала последний из тех, что появились в Северной Америке, и она оказала наименьшее влияние на традицию Таро американской традиции. В действительности колода Райдера-Уэйта-Смит пользовалась настолько великим влиянием в Северной Америке, что многие, изучавшие здесь Таро, даже и не знали о существовании Марсельской колоды.


Подведем теперь итог первого периода развития Таро в Америке, коий подошел к концу в 1959-1960-м годах.


В первые две декады 20-го столетия происходили великие социальные преобразования. Суфражистки боролись за свои избирательные права, Фрейд писал книги и читал лекции о сексуальности и подсознательном, Марсель Дюшамп повесил писсуар в своей галерее и назвал эту свою выходку искусством, Кандинский создавал первые картины абстракционизма, а Мэри Пикфорд стала первой международной кинозвездой.


Данная атмосфера открытости и новшеств была привнесена и в сферу эзотерическхи исканий. В 10-е и 20-е годы XX-го века люди, ищущие Духовный Путь, присоединялись к Теософскому Обществу, изучали Таро в Храмах Золотой Зари, а также читали «Иллюстрированный Ключ к Таро» Уэйта. Далее американцы могли получать сведения о Таро из курсов, высылаемых по почте, Пола Фостера Кейса, знакомясь таким образом с своеобразным описанием системы Таро Золотой Зари. К.З. Зайн преподносил французскую Эзотерическую Традицию, как преподавалась она Полем Кристианом, в подобном же формате. Гомер и Гариетта Кёртис, авторы первой американской книги о Таро, основали «Орден Христианских Мистиков», и основали издательский дом для того, чтобы распространять свой учебный курс по почте.


Середина 20-го века стала периодом весьма спокойного развития. Кейс и Зайн продолжали предлагать свои курсы, высылаемые по почте, а книги пары Кёртис не прекращали распродаваться. Израэль Регарди раскрыл внутренние тайны Ордена Золотой Зари для каждого, кто хотел бы узнать их. Гертруда Мёкли опубликовала свое инновационное исследование о средневековых корнях Таро, однако только ученые, поддерживающие ее взгляды, имели о данном исследовании представления. Во Франции Поль Марто либерализировал изучение Таро, игнорируя оккультные соответствия и обучая своих читателей обращать внимание на изображения и цветовой символизм Марсельского Таро. В начале 20-го века были доступны несколько видов колод Таро, однако колода Райдера-Уэйта-Смит весьма быстро приобрела наибольшую популярность среди них, благодаря своей доступности и легкому в использовании дизайну.


В середине 20-го столетия произошло два события, которые привнесли значительные изменения в предыдущую парадигму. В 1959 году издательство «University Books» стало выпускать колоду Уэйта-Смит, а также книгу Уэйта «Иллюстрированный Ключ к Таро», и таким образом они стали еще более доступны для обычной публики. Затем, в 1960-м году, Иден Грей опубликовала свою первую книгу, которая называлась «Разоблаченное Таро: Современное руководство к истолкованию карт Таро». Книга Грей с ее простыми, незамысловатыми инструкциями, стала шаблоном для всех последующих книг, посвященных истолкованию Таро. До того, как Грей выпустила свою книгу, инструкции по истолкованию, по раскладам Таро, по дивинационному значению карт, появлялись в Эзотерических книгах в качестве некоторых второстепенных, запоздалых сведений. После книги Грей Таро стало более дружелюбным и доступным для широкой общественности.


Карта Таро

В книге «Разоблаченное Таро» Грей «Иллюстрированный Ключ к Таро» Уэйта приводился без мистического наполнения этого сочинения. Каждая карта в книге Грей представляла собой изображение из «Иллюстрированного Ключа» Уэйта, которое сопровождалось текстом истолкования карты в ее прямом и перевернутом положении. Значения приводились в весьма практичном, разговорном стиле. В книге приводились стандартные методы раскладов карт Таро, включая Кельтский Крест. Три книги Грей, посвященные Таро, до сих пор являются весьма популярными, и до сих пор издаются. Именно с помощью данных книг колода Уэйта, его значения карт Таро, а также расклад под названием Кельтский Крест, получили свое обширное распространение в англоязычном мире, и благодаря этим же книгам в Англо-Американское Таро стали отождествлять с колодой Уйэта-Смит.


В своей книге Грей настаивала на том, что каждый способен истолковывать значения карт Таро, на том, что успешность истолкования может основываться исключительно на том, насколько у человека развита интуиция, насколько способен он к внутренним озарениям. И это явилось радикальным изменением в предыдущей парадигме! Из всех рассуждений Грей следует, что не важно знать правильное соответствие карте некоторой букве Алфавита Иврита, не важно знать, какому Пути на Древе Сефирот эта буква соответствует. Не нужно быть Адептом Мистической Традиции для того, чтобы истолковывать значения карт. Все, что необходимо, - это наличие колоды, книга Грей, чтобы обращаться к ней, а также кухонный стол, и немного здравого смысла вместе с интуицией.


В течение 1960-х годов Таро стало еще более доступным для простой публики, однако, в отличие от книги Иден Грей, книги о Таро других авторов все еще основывались на Эзотерических традициях прошлых времен. Гарет Найт, один из влиятельных представителей оккультного течения в англо-говорящем мире, начал свою карьеру издателя в середине 1960-х. Книга Освальда Вирта вместе с приведенными в ней 22-мя Старшими Арканами Таро, была переиздана во Франции в 1966 году. Муни Садху, Маянанда и Идрис Шах связали Таро с различными иными мистическими традициями в своих изданиях.


Даже Эден Грей возвратилась к Эзотерической парадигме. Ее книга, выпущенная в 1970-м году, под названием «Полное руководство по Таро», содержала в себе главы с каббалистическими, астрологическими соответствиями Золотой Зари. Новые авторы пользовались для написания своих книг сочинениями авторов, основывавшихся на опыте 19-го столетия, таких как Уэйт, Папюс и Пол Фостер Кейс. Новое поколение читателей также считало, что соответствия Таро Ордена Золотой Зари являются единственно истинными, видя, что авторы книг по Таро приводят эти соответствия, не подвергая их сомнению и не давая к ним никаких критических замечаний.

Карта Таро

 

В 1968 году Фрэнки Альбано по-новому раскрасил колоду Райдера-Уэйта-Смит, используя при этом резкие, практически психоделические цвета. В следующем году Дэвид Палладини опубликовал свою колоду «Таро Водолея», основанную на колоде Таро Райдера-Уэйта-Смит. С этого момента начинается эра многочисленных переизданий в новом виде, с новыми цветами, в новых представлениях колоды Уэйта. В 1969 году Стюарт Каплан, владелец компании «U.S. Games Inc.», опубликовал свою первую колоду Таро. Он печатал современные колоды, переработки колоды Райдера-Уэйта-Смит, исторические репродукции различных колод Таро, а также и «Энциклопедию Таро», и произвел революцию в мире Таро, сделав возможным коллекционирование колод для каждого, кто имеет к тому склонность.


К концу 1960-х годов истолкование карт Таро стало еще более основываться на некоторых интуитивных прозрениях. Однако колода Райдера-Уэйта-Смит все еще оставалась наиболее доступной из колод, и большинство людей пользовалось интерпретациями карт, приведенными Иден Грей в ее книгах, или же книгами, основанными на ее же работах. Затем, в 1968 году, случился новый перелом в судьбе Таро: и в этой области, так же, как и во многих других, наступила эра постмодерна.

*

*  *

 

Таким образом, по сути, закончилась прекрасная эпоха Таро, и с того самого времени, помимо традиционного Марсельского Таро, а также английского Оккультного Таро Райдера-Уэйта, на прилавках стали появляться самые разнообразные колоды, которые еще во время предыдущей лекции, посвященной истории и символизму Таро, были названы «творческими» колодами. То есть, в этих колодах отражаются личные фантазии тех или иных художников. Но, конечно же, они не несут в себе никакого оккультного и эзотерического значения, и, на самом деле, являются сборником красивых картинок.

Если же некто желает изучать символизм, нравственный, богословский, а также оккультный, то, конечно же, ему следует выбирать традиционные колоды, такие как колода Марсельского Таро или колода Райдера-Уэйта.

На этом мы заканчиваем нашу лекцию, и, к более подробному разбору каждой из отдельных карт традиционных колод Таро, мы обратимся во время последующих лекций данного курса.


Материал подготовлен лектором © Eric Midnight для Эзотерического Центра «Археометр», 2012 год

Все права защищены.