Роберт Фладд и его всеобъемлющие гравюры

 

Портрет мистика Роберта ФладдаСегодняшняя наша встреча посвящена рассмотрению и обсуждению всеобъемлющих гравюр христианского мистика и оккультиста XVII-го века – Роберта Фладда.


Роберт Фладд (1574-1637) – один из прославленных апологетов Розенкрейцерства, один из просвещеннейших людей своего времени, который оставил после себя множество трудов, наполненных и великолепными мыслями, и великолепными художественными аллегориями, изображенными (как предполагается большинством исследователей, самим же автором) в виде гравюр, которые и станут главной темой нашей нынешней встречи.


Так уж сложилось в истории, что многие оккультисты и мистики, не только XVI-XVII веков, но и более приближенного к нам времени, были докторами. И Роберт Фладд не был исключением: как и все иные доктора – мистики, оккультисты, следующие Розенкрейцерской традиции, он пользовался большим уважением среди своих пациентов. Это уважение он заслужил и добродушным подходом к ним, и особенным, располагающим к себе личным магнетизмом, а также и выдающимися знаниями, которые получил он из изучения самого духа (а не только лишь буквы) Священного Писания, богословских трактатов, алхимических текстов, а также и практики духовной и лабораторной алхимии.


Роберт Фладд всю свою жизнь прожил, следуя основополагающим розенкрейцерским принципам, в числе которых находятся неизменное самопожертвование, альтруистическая помощь ближнему, изучение Книги Человека и Книги Природы, а также и просветительская деятельность, направленная на то, чтобы среди своих современников пробудить тех, кто станет, в последствии, преемниками на пути передачи Духовной традиции.


Не смотря на различные нарекания, которые получал он в свой адрес, причем более всего, - от собственных коллег докторов, - Фладд никогда не отступал от этих благодетельных принципов. Его сочинения, написанные на латыни, являются основополагающими источниками Западной Эзотерической Традиции. В них мы находим первоначальные сведения по Алхимии, развитию личного магнетизма (который основывается на излучении Магнетизма Блага, или, по иной терминологии, Магнетизма Божьего), оккультному (то есть, сокрытому) устройству Вселенной, Духовной Иерархии, Оккультной Медицине, Талисманостроению, Музыке Сфер, Гримуарной традиции, демонологии, астрологии, хиромантии, физиогномике, геомантии, и, конечно же, Христианскому Мистицизму и Теургии.


Как мы уже говорили, наследие, оставленное Робертом Фладдом, весьма обширно, и потому, для того, чтобы дать некоторые первоначальные понятия о всеобъемлющей мистической его философии, мы приведем сжатые описания его мистических и оккультных гравюр, выполненные Джоселином Годвином в его книге «Роберт Фладд, Герметический Философ и исследователь Двух Миров».

 

I Макрокосм

Сотворение Вселенной, а также метафизические принципы, управляющие ею.

1. Солнечный Логос

Солнце есть ярчайший из зримых для взора смертного человека объектов, а также оно является символом Верховного Божества. Не смотря на то, что Фладд не признавал доктрину Коперника о том, что Солнце является центром материальной вселенной, но точно так же, как и Фичино, он соглашался с абсолютным превосходством Солнца в ряду всех Планет, поскольку оно является срединной точкой в цепи существующих творений, коия тянется от небес до Земли. Солнце в небе, подобно сердцу в человеческом теле, является наиболее непосредственным проявлением Бога на данном частном уровне бытия.

 

Мистический символ Роберта Фладда

 

2. Вселенная Птолемея I


Из безграничного Света Божьего (Deus) нисходит спираль, направляясь в наиболее отдаленные глубины материи. Абсолют творит посредством ограничения своей собственной безграничности. Фладд описывает действо сие под следующими заглавиями: «Бессоставное единство; начало; начальная точка; источник существ; Существо существ; Природа, производящая природу».


Сначала появляется Космический, или Мировой Ум (Mens), имеющий связь с Абсолютом; далее следует сжимающийся вихрь, коий и образует Творение. Первой еврейской буквой, Алеф, означивается начало всех начал, от коиего эманируются другие двадцать одна ипостась, следуя троичной схеме.


Повороты спирали, означенные под номерами 2-10, содержат девять Чинов Ангельских: Серафимы, Херувимы, Господства, Престолы, Власти, Начала, Силы, Архангелы и Ангелы. Они населяют бесплотные, метафизические миры. С числа 11 начинается Сфера неподвижных звезд, затем мы достигаем Сферы Зодиака, в коией заключаются семь Халдейских планет (12-18): Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий и Луна. Третье подразделение есть подлунная область, в коией все состоит из четырех Элементов (19-22): Огонь, Воздух, Вода и Земля. Архетипы, или Разумы, предстательствующие над каждой из двадцатью двумя Сферами, обозначены буквами Иврита и крылатыми головами.

 

Мистический символ Роберта Фладда

 

3. Вселенная Птолемея II


В то время, как на предыдущем изображении Космос был представлен в качестве спирали, исходящей вниз от Бога, здесь Космос представлен как целое, со всеми его аспектами. Дух Божий, изображенный в виде голубя, высекает Вселенную из облаков небытия. Здесь более ясно показаны три подразделения. Девятеричная Небесная Иерархия разделена на три круга. Далее следует Сфера неподвижных Звезд и семь Планет, из числа коих Солнце и Луна проливают свет свой на подлунный мир. Из Элементов первым является Огонь; затем следуют Воздух и Вода, соответственно наполненные птицами и рыбами; после них следует Земля, - и, вероятно, в самой нижней части всего Творения пребывает наш Земной шар. Показаны также Адам и Ева, разговаривающие со змием.

 Мистический символ Роберта Фладда

 

4. Вселенная Птолемея III


«Зерцало Природы Всей, и Образ Искусства». Одна из наиболее полных схем Фладда относительно Космоса, коия следует сразу за предыдущей. Подлунный мир изображен на ней с большой детальностью. У Огня и Воздуха есть свои круги, однако Вода и Земля изображены в виде реалистического пейзажа, на коием располагается Природа (см. ниже). Под эгидой сих Элементов располагаются три мира Природы:


Животный мир (здесь изображены дельфин, змея, лев, мужчина, женщина, орел, улитка и рыба)
Растительный мир (деревья, виноград, злаки, цветы и корнеплоды)
Минералный мир (тальк, сурьма, свинец, золото, серебро, медь, аурипигмент, нашатырь, причем каждым управительствует определенная планета)


Связь, существующая между Планетарным и Элементарным Мирами, показана с помощью пунктирных линий. Отметим, что мужчина смотрит на Солнце, а женщина на Луну.


В центре схемы Фладд изобразил прекрасную деву. «Она - не богиня, но ближайшая исполнительница, служащая Богу, по распоряжению Коиего она управительствует поднебесными мирами». На изображении она связана с Богом посредством цепи [catena aurea ("золотая цепь") Гомера, тянущаяся чрез все Иерархии Бытия]. Она есть Душа Мира (anima mundi), или Незримый Огонь Гераклита и Зороастра. Именно она движет Сферой Звезд и располагает Планетарные влияния в отношении Элементальных миров, питая всех существ своей грудью.


На груди ее - истинное Солнце; на животе ее - Луна. Сердце ее дарует свет звездам и планетам, чье влияние, вдохновляемое в лоне ее посредством ртутного духа (называемого философами Духом Луны), ниспосылается и самый центр Земли. Ее правая нога покоится на земле, ее левая нога покоится на воде, означая соединение серы и ртути, без коих ничто не может быть сотворено».


Фладд описывает ее таинственным, Алхимическим языком. Творение на всех уровнях бытия требует наличия напряжения между противоположностями, и символов сего процесса существует множество.


У Природы, пишет Фладд, есть помощник, коий, имитируя ее, производит вещи, подобные тем, что производит она. Эту Обезьяну Природы мы называем Искусством, коие произошло от человеческой изобретательности. На данном изображении, Фладд формирует завершительную часть цепи бытия, проводя к Обезьяне Природы ту же связь, что существует между Богом и Природой. Искусства, коие во времена Фладда представляли собой то, что ныне мы называем науками, представляют собой средства, с помощью коих человек делает Землю счастливым и прекрасным местом, если только использует их верным образом.


Круги искусств следующие:


Вольные Искусства (инженерное дело, хронометрирование, космография, астрономия, геомантия, арифметика, музыка, геометрия, рисование по законам перспективы, живопись, искусство построения укреплений)


Искусство, заменяющее Природу в животном мире (пчеловодство, использование тутовых шелкопрядов, разведение куриц для получения от них яиц, медицина)


Искусство, помогающее Природе в растительном мире (насаждение деревьев, возделывание почвы)


Искусство, исправляющее Природу в минеральном мире (дистилляция с помощью перегонного куба и реторты)

Мистический символ Роберта Фладда

 

5. Великая Тьма
«От сих пор, и до бесконечности»


«Что существовало до Творения? Некое первое состояние несформированной материи (materia prima), без размера или качества, не малое и не огромное, без свойств и склонностей, не движущееся и не покоящееся на месте. Парацельс называет таковое состояние Великой Тайной (Mysterium Magnum), о коией говорит как о несотворенной; другие утверждают, что сие и было первым Творением Божьим». Фладд оставляет нас выбирать между двумя этими мнениями, и изображает темную пелену облаков, темнейшую бездну, что тянется от бесконечности и до бесконечности.

 

 Мистический символ Роберта Фладда

 

6. Явление Света


«Моисей, Платон и Гермес пребывают в согласии относительно того, что первым актом Творения был Свет. Сей Свет, ни несотворенный, ни сотворенный, является разумом Ангелов, оживляющей добродетелью Небес, разумной душой в человеке, а также и жизненной силой низших миров. Он постепенно сходит на нет, и степень совершенства вещей заключается в той пропорции, в коией Свет присутствует в них».


Это и есть первое явление Света во тьме. Он распространяет свою силу от центра, и «водные духи» начинают разделяться на тех, кто находится ближе к нему, и на тех, кто находится дальше от него.


7. Отделение Вод


«Первоматерия, оплодотворенная Светом Божьим, разделяется на две части. Часть, коия далее отделяется от Света (темное облако в центре изображения) остается в состоянии пассивности, в то время как окружающая ее часть вмещает в себя активный огонь любви. Светлое облако между ними являет собой таинственное состояния, не духовное и не материальное. Его называют различно: духом Земли, Духом Ртути, Эфиром и Квинтессенцией. Оно обладает способностью проникать и изменять тела, и таким образом оно является средством, с помощью коиего душа нисходит в материю».


8. Хаос Элементов


Нижние воды теперь взболтались до смешанной и «неусвоенной» массы, в коией четыре Элемента борются друг против друга: жар против холода, влажность против сухости. Мэнли П. Холл отмечал («Человек», с. 48-49) сходство между данным рисунком и кишками человека. Сам Фладд говорит о равенстве между кишками в человеке и Элементальным Миром во Вселенной.

 

Мистический символ Роберта Фладда

 

9. Солнце в Центре


Разрешая хаос, изображенный на предыдущем рисунке, Элементы организуются в концентрические круги Огня, Воздуха, Воды и Земли, в то время как в центре сего появляется Солнце. Фладд вывел этот образ из Алхимического эксперимента, свидетелем которого он был, и коий проделывал его друг. Фладд детально описывает, на примере этого опыта, борьбу между Элементами, происходившую в сосуде. В конце, говорит он, они извлекли из центра сей массы «солярную субстанцию», драгоценный камень, «подобный Люциферу, падшему с Небес».


10. «Да будет Свет»


Вторая группа иллюстраций обобщает процесс сотворения трех Миров: Ангельского (Эмпирей), Небесного (Эфирный) и Элементального. Наиболее точно следуя Книге Бытия, Фладд говорит о том, что сии Миры были сотворены в первые три дня Творения. Каждый «день» очерчен, с помощью окружности, Духом Божьим, коий происходит от первоначального слова FIAT («Да будет»), как показано на данном рисунке.

В первый день, словом FIAT LUX («Да будет Свет»), были сотворены Небеса. Это наполненный Светом Эмпирей, недоступный для глаз смертного человека, но только для разума человеческого. Его основанием является кристальная сфера, коию Святой Иоанн Богослов описывает как «как бы стеклянное море, смешанное с огнем» (Откр. 15:2). Во второй день Дух сделал второе свое круговое движение (описанное в Книге Бытия 1:6-8), и появилась твердь небесная, разделившая верхние воды (Эмпирей) от нижних вод, коие на третий день Творения станут Элементальным миром.


11. Сфера Эмпирей

«Явление первого сотворенного света».


Круговые движения Духа высекли сферы Света из первоначальной тьмы. На данном рисунке показана пустота, существовавшая до того, как стала она низшими мирами, окруженными Эмпиреем после первого дня Творения. «Несотворенный Свет Духа отразился в Сфере Эмпирей, как в зерцале, и сии отражения, в свою очередь, стали первым проявлением сотворенного Света. Без Света сего ни одно творение и ни одно существо не могло существовать и мгновение». Иными словами, мы можем сказать, что ничто не может существовать, если оно не поддерживается, если оно не удерживается и не освещается в Разуме Божьем.

Мистический символ Роберта Фладда

 

12. Эфирная Сфера


«Во второй день была сотворена Эфирная Сфера, содержащая в себе Сферу неподвижных звезд и блуждающие планеты. Она состоит из эфира, субстанции, свободной от разложения, коия и приводит к жизни четыре низших Элемента. Она также известна под названием Квинтэссенции и под названием "spiritus". Эфирная Сфера есть область равновесия, в коией формообразующие и материальные свойства поддерживаются в равновесии. Выше, в Эмпирее, господствует форма, а материя полностью отсутствует. Ниже, в Элементальной Сфере, количество материи предельно». Таким образом появилась дуальность формы и материи.


13. Элементальная Сфера I: Огонь


«Тончайшим. и неуловимейшим, из всех Элементов является Огонь, и он, естественным образом, поднимается к наиболее отдаленной из всех Элементальных Сфер. Не смотря на то, что он обладает весьма близкой связью с эфирной субстанцией Небесной Сферы, это не "незримый огонь" Философов, посредством коиего, как говорят они, были сотворены все вещи. Это просто жаркий, сухой Огонь, посредством коиего все вещи, в конечном счете, приводятся к разложению».


14. Элементальная Сфера II: Земля


Свойства Земли следующие: она холодная и сухая, и, как темнейший и наиболее тяжелый из всех Элементов, она погружается в центр Вселенной. Нет ничего удивительного в том, что Земля является долиной страданий, пишет Фладд, поскольку она была сформирована из осадков Творения, и содержит в себе дьявола, врага Бога и человека. «Но вы, о Небесные творения, населяющие Рай, наполненный Милосердием, трижды благословенные, обладающие силами, превышающими человеческие: вы освобождены, несказанной Силою Света, от страданий и от оков, что сковывают нас!»

Мистический символ Роберта Фладда

 

15. Элементальная Сфера III: Воздух и Вода 

Между Огненной и Земной Сферой пребывает область, составленная из холода Земли, смешанного с жаром Огня, «что подобно сношению мужского и женского». Три части Огненного жара и одна часть Земного холода составляют Элемент Воздуха; обратные пропорции верны для Воды. Влажность является не столько самостоятельным архетипическим свойством, сколько случайным состоянием материи: не «производящим», а «различающим» две крайности.


16. Сотворение Primum Mobile


«Когда тьма была опущена в область Земли, Бог сотворил Primum Mobile, коий придает движение и жизнь всем низшим Сферам. Primum Mobile есть носитель Мудрости и Воли Божьей, коия передается в мире земной чрез Ангелов. Поскольку нет таких слов, коими мы могли бы описать, каковым образом Мудрость Божья действует в Primum Mobile, и каковым образом он наполнил весь мир, до его сотворения, Солнцем, мы приводим здесь изображение сего, сделанное карандашом». Вот доказательство, если нужны были какие бы то ни было доказательства, того, что Фладд самостоятельно рисовал свои схемы, по крайней мере заготовки для них. Слова подводили его, и поэтому он зарисовывал то, что представало пред его мысленным взором (у него не могло не появляться мысленных картин, ежели он действительно делал наброски), относительно протокосмического Света, испускаемого в темное лоно Вселенной.


17. Сотворение Звезд


Неподвижные звезды появляются на внешней грани Небесной Сферы. Фладд считает, что, вероятно, они появились во второй день Творения, однако они не были зримыми до тех пор, пока не было сотворено Солнце. Они не отражают света Солнца, однако усваивают, и затем излучают его. Мы можем видеть подобный же феномен в Алхимии. В следующем отрывке Фладд рассказывает о том, как увидел мучительную для зрения ослепительную вспышку в своей собственной алхимической лаборатории.


«Однажды я извлек духовную жидкость из некоторого весьма благородного вещества, и наблюдал его чудесное превращение в Sol. Я помню, как в конце сего действа дух со всем рвением вознесся посредством своего же собственного жара, дарованного ему от Солнца».

Мистический символ Роберта Фладда

 

24. Тетраксис Пифагора


Другая схема творения является математической, ее источник - числовая философия Пифагорейцев, которая была также показана в диалоге Платона «Тимей». Монада производит Дуаду, за Триадой следует Тетрада. На данном рисунке Монаде предшествует абсолютная тьма, затем сотворяется Свет. Дуада является полярностью света и тьмы, третьим элементам к которым становится Влажный Дух. Поляризация четырех Элементов завершает основание мира, доводя число принципов до десяти. Фладд извлек эту математическую философию из сочинения Франческо Джорджио «De Harmonia Mundi» («О Гармонии Мира») (1525), которая также вдохновила его идеями о музыкальных пропорциях как о схеме строения Вселенной.

 

Тетраксис Пифагора по Роберту Фладду

 

 25. Троица и Произведение Четырех Элементов


В разделе посвященном священным числам, Фладд пишет: «Единство есть начальная точка, а Дуальность есть первенец Единства, посредник между Единством и Троицей. Из Двуады происходит Третье, Святой Дух, сущий в единстве с Отцом и Сыном, и связывающий их воедино». Он считает число три тем числом, которое исцеляет разлом, существующий между первозданной дуальностью.


На рисунке, расположенном сверху, изображается Троица в форме глаза: белок олицетворяет Отца,  радужная оболочка - Сына, а зрачок - Святой Дух. Рисунок, находящийся посередине, представляет Троицу в образе Солнца, чьи свойства света и жара относятся к Сыну и Духу, в то время как само небесное тело олицетворяет Отца. На третьем рисунке показано «извержение облака», в коем Бог Отец появляется в качестве всепоглощающего огня. Сын, будучи Словом Божьим, уподобляется грому, а Дух - молнии.

 

Мистический символ Роберта Фладда

 

62. Крепость Здравия


«Человек Разумный» (Homo Sanus) в своей молитве взывает к Богу: «В руку Твоею жребии мои: избави мя из руки враг моих и от гонящих мя». (30:16), и Бог отвечает ему: «Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему; яко Ангелам Своим заповесть о тебе: сохранити тя во всех путех твоих». (90: 10-11).


С Севера, Юга, Востока и Запада падшие ангелы распространяют тяжкие болезни, коии приносятся четырьмя ветрами. С ними борются четыре Архангела, охраняющие крепость. Можно отметить, что крылатые насекомые, окружающие каждого из демонов, идущих на том или ином существе, могут быть первой существующей иллюстрацией идеи переносчиков заразы. Фладд, однако, считает, что зараза переносится исключительно по воздуху, и упоминает, что его друг и печатник Уильям Фитцер, заболевший чумой, видел, что она спускается на город в виде красного облака.


Объясняя причины существования дьяволов, смерти и болезней, Фладд говорит, что они существуют посредством темной стороны Бога, и входят чрез нее. «Они не подлежат Божественному Правосудию, однако, они приходят от Несправедливости, которая является фикцией Божественной стороны. Здравие приходит исключительно от Бога, передаваемое от Ангелов Его, чьим Управителем является Иисус Христос, Коий является первой Эманацией, существовавшей еще до Творения, а также и Посредником между Богом и его творениями. Воля Божья исполняется как Благими, так и злыми Ангелами, однако мы, будучи существами Света, можем оставаться в сохранности и пребывать в здравии исключительно посредством молитвы, обращенной к Богу.

 

Мистический символ Роберта Фладда

 

63. Четыре Архангела и Двенадцать Ветров


Четыре Великих Существа, стоящие вокруг воображаемых углов земли, передают свои силы духам ветров, коии пребывают в сфере воздуха, окружающей Землю, и этих духов мы называем демонами. Каждый из них пребывает под влиянием одной или более планет, и связан с одной из кардинальных точек и с одним из элементов.


Имена ветров приводятся во внутреннем круге, и их качества могут быть выведены из управляющих ими духов. Например, Austro Affricus находится на юго-западе, он управляется демонами Земли и Юга, на него влияет Меркурий и Юпитер. Точные качества, виды воздействия, астрологические факторы стали предметом описаний на множестве страниц труда «Medicina Catholica» и в труде «Philosophia Sacra» Роберта Фладда.

демонология по Роберту Фладду

 

демонология по Роберту Фладду

 

64. Качества ветров


Двенадцать ветров показаны в соответствии с теми качествами, коии приписывает им Аристотель - это качества жара и холода, влажности и сухости. Так Борей, северный ветер, равным образом является холодным и сухим. На множестве таблиц Фладд показывает соответствия между ветрами, элементами и темпераментами.

 

Мистический символ Роберта Фладда

 

66. Враги наводняют Крепость Здравия


На данном изображении показаны демоны четырех ветров, представляющие невоздержанность качеств, коии присущи Богу. Азазель, едущий на василиске, уже прорвался в крепость, и заражает человека болезнями, соответствующими Южному Ветру. С четырех сторон слышится Глас Божий, объясняющий, за какие прегрешения человек наказываем той или иной болезнью. Все болезни являются следствием гнева Божьего. Исключительно молитва может спасти человека.

 

Мистический символ Роберта Фладда

 

84. Философский Мозг


Три высшие способности Разума, Понимания и Ума соответствуют верхнему желудочку мозга. Они связаны, вместе с тем, с божественным сознанием, то есть с Разумным Миром Божьим и с Иерархией Ангельской, коие чрез три высшие способности человеческие находят вход в душу человеческую. Душа так же сообщается с чувственным миром, коий составлен из пяти Элементов: из Света, тонкого и грубого воздуха, воды и земли, коие соответствуют пяти чувствам человека. Сравнимый, во всех своих аспектах, с миром чувственным, Мир Воображения, входящий непосредственно в два описанных выше мира, изображен в лобной части головы человека. В области затылка располагаются память и движения.

 

Мистический символ Роберта Фладда

 

86. Лестница Иакова


«Насколько удивительно единение отвратительного человеческого тела и его бессмертного духа! Нет ничего более чудесного, чем то, что Бог входит в телесное существо человека, и тогда человек преисполняется вечной красотой. Какая радость приходит единственно лишь от присутствия духа в тленном теле. Насколько величественно, тем более, Благословение Небес, когда Разумный Дух радуется непосредственному Присутствию Божьему. Для того, чтобы достичь сего, человеку необходимо отвернуться от всех внешних вещей, и проникнуть в свой собственный центр». Фладд опирается здесь на свой собственный опыт медитации.


Лестница совершенства показывает ступени, по которым человеку нужно взойти, чтобы подняться от Земли и до Небес, от мира чувственного ко внутреннему миру Воображения: таким образом от Разума, или же от мысли, подверженной дисциплине, от внутреннего органа, чрез коий передается знание, и к Знанию, или же к объекту непосредственного внутреннего знания, человек переходит посредством медитации, и, наконец, приходит к Самому Слову, Коие открывает Сверхнебесный Мир.

 

Лестница Иакова по Роберту Фладду

 

116. Физиогномика


Наука физиогномики изучает «срединную душу» человека, коия раскрывается в том, как выглядит его тело. Вот некоторые типичные наблюдения согласно Фладду: большие и мясистые ноги определяют глупость в любви, склонность к прелюбодеяниям и к несправедливости. Очень волосатые руки говорят о безумии, нос, располагающийся слишком близко ко рту, говорит о том, что человек здоров и великодушен. Представленная пара представляет идеальных людей, согласно физиогномике, на их лицах написана хорошая память (длина их больших ушей), и благоразумие (показывается верхней губой).

 

Физиогномика по Роберту Фладду

 

120. Таблица Планетарных влияний


Каждый час дня управляется определенной Планетой, кроме того отличия существуют и в зависимости от дней недели. Здесь перечисляются дни (Solis=Воскресенье, Lunae=Понедельник), а также часы дня (над линией горизонта) и ночи (ниже линии горизонта). Первый час дня начинается с рассвета, а первый час ночи - с заката, в любое время года. Поэтому невозможно, для точного руководства, доверять часам: необходимо разделять сутки на день и на ночь вне зависимости от их продолжительности: на две части по двенадцать частей.

 

Планетарные Часы по Роберту Фладду

 

 


Материал подготовлен лектором © Eric Midnight для Эзотерического Центра «Археометр», 2011 год

Все права защищены.