Енохианская Магия и дневники Джона Ди

 

Портрет Джона ДиСегодняшняя лекция посвящена Енохианской Магии и дневникам Джона Ди. Джон Ди (1527—1609) – английский астроном, математик, географ, алхимик, принимавший значительное участие в политических делах Англии времен Елизаветы I. Этот маг эпохи Ренессанса обладал обширной библиотекой, в которой хранились не только обычные ученые книги, но также и множество книг по магии и оккультизму. Джон Ди горел мечтой: получить систему Магии, которая позволила бы ему общаться с Ангелами. Эта его мечта была претворена в жизнь при посредничестве его медиума (или, как его так же называют, скраера) Эдварда Келли. Данная лекция будет повествовать об истории, теории и практике Енохианской Магии Джона Ди. Отметим, что позднее, в XIX-м веке, система Енохианской Магии была взята на вооружение членами Ордена Золотой Зари, и приведена в достаточно видоизмененную форму для ее использования.


Эта наша лекция будет основываться на труде Джозефа Х. Петерсона «Пять Тайных Книг Джона Ди: оригинальный источник по Енохианской Магии». Кроме того, мы обратимся к отрывку из книги «Истинное и достоверное изложение о том, что происходило между Доктором Джоном Ди и некоторыми духами», опубликованной Мериком Касаубоном.

 


Пять Тайных Книг Джона Ди: оригинальный источник по Енохианской Магии


Дж. Х. Петерсон


В данных тайных записях Джона Ди, одного из ведущих ученых и оккультистов Елизаветинской Англии, детальным образом описаны его изыскания в оккультной сфере. Записи эти были найдены в отсеке старинного сундука вместе с различными иными магическими приспособлениями. Не смотря на то, что ангелы заставили его поклясться, никому не раскрывать эти наставления, кто не был освещен ими, Ди жаловался: «Если ни один человек, ни единым способом, не получит что-либо из этого от меня, в таком случае я думаю, что поступлю неподобающе». Как бы то ни было, эти страницы были тщательным образом сокрыты, и практически навеки утеряны. Хотя данная работа непосредственно связана с проводимыми им экспериментами, все-таки посредством нее мы проникаем во множество нюансов жизни и политики в Елизаветинскую эпоху.


Доктор Ди представлял собой истинного человека эпохи Ренессанса, - он был мастером во множестве сфер познания. Он родился в 1527-м году и жил в поздний период эпохи Возрождения. Познания Ди включали в себя астрономию, математику, судоходство, медицину, географию, историю, музыку, рисование, астрологию, а также и оккультные науки.


Можно сказать, что Ди жил в центре конфликтующих сил и идей – традиция против реформации, наука против Магии, Христианство против язычества. Изучая жизнь Джона Ди, мы способны узнать многое относительно эпохи Ренессанса во многообразии ее черт.


Ди обладал множеством прославленных и могущественных друзей, а также был вовлечен в политические дела. Он стал ученым советником и астрологом королевы Елизаветы, коия неожиданно навестила Ди в его доме в Мортлэйке.


Ди начал свои «мистические эксперименты», опираясь на основания средневековой и ренессансной науки, магии, Каббалы и Герметических искусств. Позже тайны стали раскрываться ему «ангелами», общение с которыми привело к созданию новой, уникальной оккультной системы.


Помимо тех технических деталей, коии необходимы были Ди для общения с ангелами, данные записи содержат в себе сведения о том, что ангелы эти были заинтересованы и вовлечены в исследование и колонизацию Нового Мира, а также в провозглашении нового века, или нового мирового порядка. Наиболее интересным в данных записях представляется то, что ангелы передали Ди книгу на неизвестном ему ранее языке. Они утверждали, что данная книга, называемая «Loagaeth», обладает исключительной значимостью. Она написана на языке, коий является языком творения, что пытались отыскать как каббалисты, так и сам Ди. «Ангельская книга» позднее была использована для извлечения из нее «зовов», коии были написаны на ином неведомом языке, называемом Енохианским.


Магия эпохи Ренессанса


В начале эпохи Возрождения магия уже обрела комплекс теоретических и философских оснований. В общественном обращении также имелись определенные книги с практическим руководством, посвященные данному предмету. Изучая публичные и тайные сочинения Ди, мы можем заметить, насколько глубоко и тщательно он изучил подобную магическую литературу. Классические философы, в особенности Платон и Аристотель, представляли собой то основание, на коием зиждилась философия неоплатоников, таких как Плотин, Порфирий, Прокл, Ямблих, а также Псевдо-Дионисий, что в равной степени были знакомы Ди, точно так же, как и итальянские последователи Неоплатонизма, такие как Фичино, Пико и другие.


Литература практического характера главным образом основывалась на знании тайных Имен Бога (большинство коих происходило из иудейского Ветхого Завета), а также на знании имен ангелов и духов. Более безопасные методы заключались в молитве, обращенной к Богу, дабы Он послал ангелов своих. Менее безопасный метод заключался в непосредственном обращении к духам. Использование освященных инструментов в Церемониальной Магии происходит из применения их в религиозных церемониях. В большинстве сочинений по магии того времени также указываются изображения талисманов или же некоторых символов; зачастую также в них присутствовали магические квадраты, в коии записывались либо числа, либо буквы.


Данные практики, зачастую называемые «экспериментами», порой являются возвышенными, и призваны помочь в созерцании вещей Божественных, однако зачастую таковые эксперименты связаны с кражами или с нахождением сокровищ.


Джон Ди, Маг


Репутация Ди как Мага возникла достаточно в ранний период его жизни, и продолжает существовать по сей день. В то время, как его высоко почитали как человека весьма ученого в рамках научного общества, а также и в придворных кругах, менее образованные люди его побаивались. На некоторое время его даже арестовали в 1555 году, предъявив обвинение в том, что он хотел околдовать королеву Марию. Считается, что Ди был прототипом для волшебника Просперо в пьесе Шекспира «Буря» («Tempest»).


В своих объяснительных записях к настоящей работе, Ди писал о том, что его интерес больше сместился в сторону оккультного после того, как он убедился в тщетности человеческих стараний приблизиться к мудрости. В манускрипте Sloane 3188 присутствуют записи его ранних оккультных экспериментов по скраингу. Эти ранние эксперименты, в первую очередь, основывались на оккультных методах его времени, и, как мы можем полагать, Ди был столь же начитан относительно предметов оккультных, как и в отношении научных трудов. Он упоминает таких известных оккультистов, как Корнелиус Агриппа и Иоганн Рейхлин. Также он упоминает широко известный «Гептамерон» Пьетро д’Абано и «Магию» Арбателя, не смотря на то, что он не включил эти труды в свою externa bibliotheca.


Енохианская Магия Джона Ди у Мерика КасаубонаОб интересе, коий испытывал Ди к Ангельской магии, можно судить по его обширным примечаниям к работам Псевдо-Дионисия «Coelestis hierarchia», к труду Ришара Сен-Викторского «De superdivina trinitate» («О сверхбожественности Троицы») (1510), к работе Скалинжера «Exotericarum exercitationum liber decimus» («Экзотерические упражнения, книга десятая») (1557), к «De omnium rebus naturalibus» («О природе всех вещей») (1554) Помпилиуса Азалуса, а также к сочинению Д. Ривиуса «Opera theologica» («Богословская работа») (1562) .


Не смотря на то, что Ди был достаточно осторожен, и не предоставлял перечня наиболее опасных хранившихся у него книг, все же некоторые источники возможно определить или вычислить. Одна из таковых работ – «Liber Juratus», или «Книга Заклинаний Гонория». Как известно, в его коллекции пребывал исписанный его маргиналиями манускрипт Sloane 313. В «Liber Juratus» содержатся детальные инструкции о том, каким образом следует совершать общение с духами, и также о том, каким образом можно узреть Бога посредством тщательно разработанной Сигилы под названием «Sigilum Dei Aemeth». Ангелы указывали Ди на то, что он должен использовать сию Сигилу, «коия уже была усовершенствована в твоей книге». Ди также обещали, что он узрит Бога («videbis Deum»). Ди также упоминает иной магический текст под названием «Aldaraia sive Soyga», в котором присутствуют квадраты с магическими буквами и сложные астрологические элементы.


В дополнение к сему, мне кажется, что также возможно назвать и два других текста, коии весьма активно использовал Джон Ди. Первый текст – это манускрипт Sloane 3849, статья 1, «Образ действий, предпринимаемый для наблюдений в кристалле», главенствующее место в которой занимают ангелы Anchor, Anachor и Anilos. Вероятно, именно посредством этого текста Ди и Келли впервые пытались призвать этих трех духов, еще до всех остальных своих попыток.


Другой магический текст, коий мог использовать Ди, предположительно находится в манускрипте Sloane 3854. В первую часть данного манускрипта включена статья 4 («Книга Освящений» (Версия данного текста включена и прокомментирована была Ричардом Кикхефером в его книге «Запретные ритуалы: Руководство по некромантии XV-го столетия». – прим.)), а также статья 5 («Experimenta de Speculo» («Эксперименты с зеркалом»)). На пустых листах, разделяющих две этих статьи, есть надписи, выполненные другим почерком (folio 75r), и можно предположить, что эти заметки были сделаны Эдвардом Келли. Данная рукопись также была скреплена с наиболее полной и верной версией манускрипта «Liber Juratus» из всех известных.


Система Ди начинается с акцентуации на Иудейской Каббале, что так же верно и для сочинений Рейхлина. Также в данной системе имеется множество каббалистических концепций, включая использование еврейской этимологии, традиционных еврейских Имен Бога и ангелов, а также присутствуют имена, извлеченные из буквенных таблиц, что сходно с методом Абулафии. Ди собрал громадную коллекцию каббалистических текстов в своей библиотеке, а также взял с собой множество томов на континент в 1583 году, что показывает нам постоянство его интереса к данной теме.


Как бы то ни было, в «Sigilum Dei Aemeth», переданной Ди, традиционные еврейские имена были заменены новыми именами, а его ангельская книга была написана не на иврите, а на новом (или же на неизвестном древнем) языке. В любом случае, будет интересно отметить, что Ди нашел в данном случае в точности то, что он искал. Вместо запутанного лабиринта ошибок и всевозможных вариантов, коии встречал он в различных Гримуарах, он обрел ничем не испорченный способ общения с ангелами, основанный на уникальном языке и математических вычислениях.


Первые ангелы, коии появлялись во время сеансов скраинга, все принадлежали к Иудео-Христианской традиции. Последовали дополнения в виде неизвестных имен, полученных математическим способом из магических квадратов, что были составлены из букв. Ди тщательно каталогизировал все указания, инструменты  и символы для дальнейшего их использования. Открытый метод по обращению к ангелам за помощью детальным образом описан в записи от 17 ноября 1582-го года.


Помимо печатей духов, в инструментарий было включено и несколько иных приспособлений: различные камни для скраинга, в некоторых случаях так или иначе обрамленные; «Священная Таблица», на коией были нарисованы или начертаны различные символы; восковая печать, называемая «Aemeth»; кольцо и ламен, которые должен был носить маг; а также жезл «el»: его разделенные на три части концы должны были быть окрашены черным цветом, а середина - в красный цвет.


Таинственная Книга Сойги


Как уже упоминалось ранее, Ди несколько раз обращался к магическому тексту под названием «Aldaraia sive Soyga». После издания Робертсом и Уотсоном книги «Каталог Библиотеки Джона Ди», коия была выпущена в 1990-м году, две рукописи из этого каталога были определены Деборой И. Харкнесс. Первый из манускриптов находится в Британской Библиотеке под наименованием «Sloane 8», а другой - в Библиотеке Бодлея под наименованием «Bodleian 908». Возможно манускрипт Sloane 8, в действительности, является тем самым манускриптом, на который ссылается Ди в своих записях.


Во время своих сеансов скраинга, проводимых вместе с Келли, Ди спрашивал ангелов: «Обладает ли моя книга, Книга Soyga, какой-либо значимостью?» (10 марта 1582). В то же время, он сетует: «О, моим наибольшим и давним желанием было иметь возможность прочесть Таблицы из Soyga». В «Liber Loahgeth» (Sloane 3189) присутствует несколько таблиц из Aldaraia/Soyga, что были там в качестве дополнения (они были записаны почерком Ди, а не почерком Келли, коим написан остальной текст манускрипта). Кроме того, следующее утверждение Ди: «Soyga: иначе называемая ysoga, а также Agyos, literis transpositis», в действительности непосредственно было процитировано им из «Aldaraia». Однако на это ангел Il отвечал: «Soyga не означает Agyos», таким образом вступая в явное противоречие с мнением Ди.


Скраинг и наиболее ранние попытки Ди


Исходной посылкой всех экспериментов Ди является доверие по отношению к скраинговому методу, коий суть созерцание образов в хрустальном шаре, или же на некоторой иной блестящей поверхности. В наши дни хрустальный шар стал, в некотором роде, символом суеверия, однако скраинг был широко использовавшимся и уважаемым методом дивинации во все времена истории человечества. Со скраингом мы встречаемся даже в тексте Священного Писания (Быт. 44:4-5)


(4 Еще не далеко отошли они от города, как Иосиф сказал начальнику дома своего: ступай, догоняй этих людей и, когда догонишь, скажи им: для чего вы заплатили злом за добро? [для чего украли у меня серебряную чашу?]
5 Не та ли это, из которой пьет господин мой и он гадает на ней? Худо это вы сделали).


Инструкции относительно скраингового метода весьма часто встречаются в оккультной литературе, в особенности в тех манускриптах, коими опасно было обладать. В опубликованных источниках, например в сочинениях Агриппы, есть только лишь незначительные упоминания относительно скраинга. Скраинг также присутствует в народных легендах, таких как легенды о Роджере Бэконе и его зеркале для скраинга, в коием каждый мог увидеть события, происходящие на расстоянии в пятьдесят миль.


За исключением некоторых случаев, Ди не использовал скраинг для того, чтобы видеть вещи, происходящие на значительном от него расстоянии, или же для того, чтобы прозревать будущее. Его целью было видение духовных миров, дабы получить мудрость от возвышенных существ. Духовные миры должны были напоминать, в некотором отношении, физический мир.


Обычно скраинговые практики сопровождались религиозными и оккультными символами, а также церемониями. Это было необходимо для того, чтобы обеспечить духовную чистоту практики, а также и для того, чтобы сконцентрироваться на своем намерении. Все эти вещи служили также и для того, чтобы придать форму, контекст и значение тем образам, коии скраер видел. В эпоху Возрождения Магическое Искусство получило значительное свое развитие благодаря Искусству Памяти. Помимо сего, использование священных символов и церемоний помогало магу в том случае, если ему предстояло столкнуться с демоническим присутствием во время проводимой им операции.


Интерес к скраингу появился у Ди задолго до того, как он стал совершать первые свои эксперименты в данной области. Хотя он мог начать свои эксперименты многим ранее, все же одни из первых записей Ди относительно скраинга относятся к 1581 году. 8 марта 1581 года, а также и в течение нескольких дней после, так же в 1581 году, Ди писал о странных постукиваниях в своей комнате, а также о голосе, похожем на уханье совы. Данные события ясным образом указывают на сверхъестественную свою природу, и могут иметь отношение к ранним экспериментам Ди.


В его личном дневнике присутствует следующая запись: «25 мая, я смотрел в [Кристалл – надпись на греческом], переданный мне, и я видел». Однако главным образом Ди полагался на скраинговые способности других людей, как и предписывалось традицией. Он упоминает, что в то время он пользовался помощью двух провидцев.


В конце 1581 года Ди нанял Барнабаса Савла в качестве скраера. Савл был министром, в высшей степени увлеченным магическими штудиями.


Эксперименты при участии Савла не были сочтены успешными. Результаты экспериментов с ним были отвергнуты как ложные. Запись об одном из экспериментов с Барнабасом Савлом присутствует в начале «Четвертой Книге Тайн» Ди.


6 марта 1582 года Ди посетил Эдвард Келли, так же известный под именем Эдварда Тальбота. Их познакомил друг Ди – мистер Клерксон. Келли стал регулярно проводить сеансы скраинга вместе с Ди через два дня после их знакомства. Из записей Ди становится ясно, что Келли был в крайней степени неуравновешенной персоной. Отношения между Ди и Келли часто были напряженными, Келли часто приходил в возмущение от тех или иных вещей. Не смотря на эти конфликты, Ди считал их сеансы скраинга в высшей степени успешными.

Методы скраинга

 

Ди использовал разнообразные средства для скраинга, - несколько хрустальных шаров, а также знаменитое обсидиановое зеркало, коие ныне выставлено в Британском Музее. Не смотря на то, что Кристофер Уитби («Работа Джона Ди с духами», с. 138-141) сомневается в том, что обсидиановое зеркало в действительности принадлежало Ди, этот факт остается общепринятым. Джон Понтуа, наследник Ди, утверждал, что обладает «неким круглым плоским камнем, подобным Кристаллу, коий, как утверждал Паунтес, является тем самым камнем, коий Ангел принес доктору, и посредством коиего он работал и узнавал множество странных вещей…» См. R&W, с. 61. См. рис. 8.1 в работе Николаса Клули «Естественная Философия Джона Ди». Вероятно, это был камень для скраинга, коий таинственным образом ангелы принесли 21 ноября 1582 года. Ди пишет, что этот камень был «шириной в полтора дюйма» (5 мая 1583), хотя на изображении Ди, приведенном в манускрипте Sloane 3191, ясным образом показано изображение сферы, в то время как зеркало является плоским, и к нему прикреплена ручка. – прим.) Ди сделал изображения одного из таковых приспособлений, когда описывал первый свой сеанс скраинга


На этом изображении показана искусно выполненная рамка с крестом наверху. Возможно, это тот самый камень, коий описывал Уильям Лилли следующим образом: он должен быть размером с большой апельсин, «серебряного цвета, с крестом наверху, и еще один крест должен быть на ручке; вокруг начертаны имена ангелов: Рафаэля, Габриэля и Уриэля». После интенсивной молитвы камень должно поместить в рамку и установить на дощечку, подготовленную специальным образом. Далее призываемые ангелы должны появляться в камне и давать ответы на вопросы.


Николас Клули возражал, что Ди не собирался совершать некоторые магические действия, что он хотел лишь провести несколько экспериментов религиозного характера. Он основывал частично свое мнение на том наблюдении, что Ди и Келли, как представляется, не совершали призыв ангелов непосредственно, как указывается в магических книгах. Напротив, они начинали свои действия с молитвы, обращенной к Богу, дабы Он ниспослал ангелов Своих. Этот метод соответствует тому, что мы находим в «Арбателе», название коиего Ди упоминает в своем тексте. Во время своего первого занятия с Келли Ди делает очень точное различение между «духовной практикой» и тем, что «вульгарно называется Магией». С другой стороны, Ди и Келли незамедлительно стали «призывать Ангела Anchor, дабы предстал он в камне пред моим взором». Ди утверждал, что он «приближается к Богу и к благим его Существам». Также, в синопсисе инструкций по общению с ангелами («Heptarchia Mystica» и «Tabula bonorum angelorum invocationes», коии были скреплены с манускриптом Sloane 3191), принадлежащем Ди, содержится несколько заклинаний, обращенных непосредственно к отдельным ангелам. Они были основаны на записях, коии Ди хранил в Sloane 3188.


По просьбе Ди ангелы являлись не пред его взором, но представали в живых и детализированных образах пред взором Эдварда Келли. Как только ангелы появлялись в камне, Ди и Келли «благодарили Бога и приветствовали благих Существ». Затем они спрашивали у ангелов имена. Все эти этапы содержатся в текстах по Ритуальной Магии. Далее Ди сообщает, что призывать Михаэля следует посредством «Семи Псалмов». То же самое мы находим и в Гримуарах. Явления, однако, далеко не всегда проявлялись именно в Кристалле.


Эдвард Келли, Маг


Эдвард Келли родился 1 августа 1555 года. Таким образом, он был на 28 лет моложе, чем Ди. Он поступил в Оксфордский университет под именем Эдварда Тальбота, однако, после тог, как испытал некоторые затруднения, покинул его. Позже был пригвожден к позорному столбу в Ланкастере за фальсификацию. Ему было 26, когда он оказался у двери дома Ди 10-го марта 1582 года. К тому времени Келли был хорошо начитан в сфере оккультных искусств, в том числе он изучал и работы Агриппы. У него имелись различные магические тексты, по крайней мере некоторые из которых считались «дьявольскими». Келли также был алхимиком. Единственная книга, написанная им, посвящена Алхимии, и в последние месяцы своей жизни он занимался алхимическими экспериментами под покровительством Рудольфа II. Элиас Эшмол писал следующее: «Мистер Лилли рассказывал мне, что ему сообщил Джон Эванс о том, что познакомился с сестрой Келли в Ворчестере, и что она показывала ему некоторые образцы золота, коии получил его брат посредством трансмутации, и что Келли был первым из фармацевтов в Ворчестере». Позже Келли женился на Джейн Купер. У него также был брат по имени Томас.


Sigillum Dei Aemeth  и ее вариации


Использование Сигилы Dei Aemeth является центральным пунктом в системе Ди, и то же самое верно для иных форм магии, коии он использовал. Наиболее ранние экземпляры Sigillum Aemeth находятся в «Liber Juratus». Во многих манускриптах данная Печать описывается весьма детально, однако ее изображения приводятся редко. Версии данной Печати весьма различны, возможно, по той причине, что ее начертание основывалось на словесном описании. В «Liber Juratus» данная Печать называется «Печатью Бога… коия является началом сего искусства». Между внешними кругами Печати следует написать 72-хбуквенное Имя Бога, Шемхамфораш. Как Агриппа, так и Рейхлин упоминают о данной Печати, однако в их сочинениях пока что не было найдено ни одного ее изображения. Ди был прекрасно осведомлен о том, что имеются различные вариации данной Печати, поскольку просил ангелов предоставить ему точную версию для его работы. Версия Афанасия Кирхера, коия появилась спустя множество лет после сего момента в его фундаментальной работе «Эдип Египетский», является крайне испорченной.

Далее мы хотим привести отрывок из «Эдипа Египетского» Афанасия Кирхера, а также несколько существующих вариаций Сигилы Dei Aemeth:

 

Истолкование другого семиугольного Каббалистического амулета


Сей амулет, представляющий собой семиконечную звезду, вписанную в окружность, посвящен Венере, он так же присутствует в «Иероглифической арифметике». На окружности отмечены 72 буквы, взятые из Каббалы, каждая из коих обозначает одного из 72 Ангелов, представленных в «Иудейской Каббале» на странице 275.  В первую очередь я здесь не собираюсь высмеивать вредоносную человеческую глупость, и тем не менее, неудачная транслитерация Каббалистических букв в латинские является глупостью,  и однако какой же верой нужно обладать, чтобы убедить себя, что с помощью этого можно двигать горы? Но Дьявол, враг рода человеческого, человеку никакого вреда не может причинить, если сей человек чрез поругание Христа сам не отдаст себя на погибель – здесь кроется  сатанинское бесстыдство, поскольку в углы семиугольника вписаны качества Христа, то есть темный Ангел выставляет себя в светлом облике, приписывая себе следующие атрибуты. В секторе АВ, в квадрате, в каждый из четырех углов Креста вписано по букве, которые составляют a.g.l.a., коие является еврейским именем, в Каббале часто встречается слово Имя Бога AGLA, коие можно расписать как Расшифровка Имени Бога AGLA: «Tu fortis in æternum Domine» («Ты Господь Могущественный во веки веков»). Если же соединить ударные буквы друг с другом, получается имя  Agla, коие представлено в квадрате. В секторе ВС стоит Eli, то есть, «Deus meus» («Бог мой»).


Сигила Dei Aemeth

В секторе CD стоит Имя Бога ELOI Eloi, которое хотя и означает то же самое, что и предыдущее имя,  однако выставляется как нечто отличное, так как, пожалуй, здесь этот зазнавшийся негодяй  объединил свои невежество и глупость. В DE – «Christus», далее – «Sother», что на греческом означает «Спаситель», если это не гнилые махинации над греческим языком. Далее следуют Adonay и Saday; известное Dominum тут используется в значении Всемогущий. Так как здесь представлены семь качеств Христа, им отвечают семь Veneris Intelligentias (разумов Венеры), которые есть Кафзиэль, Сатквиэль, Самаэль, Рафаэль, Махель, Михаэль, Габриэль, являющиеся различными взятыми из иврита словами; поскольку, пожалуй, отсюда само выходит, что эти благие Ангелы могут вовсе и не исходить от Бога, и это до такой степени безобразно, что может являться лишь извращением совершенно непристойных злых духов: вот, что написано в элементах, составляющих семиугольник, коий суть настоящее творение Дьявола, поскольку искажены в высшей степени в нем слова Каббалы. Наконец, в семиугольник вписан пятиугольник, в центре коиего - буква Т, символизирующая спасение; вокруг нее написаны буквы,  совсем непонятно откуда взятые: е е е е у. В треугольниках стоят буквы, наверняка взятые из Арабских учений об амулетах: «yl, al, le, al, um», - каждое из этих слов неудачно употреблены отдельно друг от друга; предпочтительнее же взять известное арабское Имя Бога на арабском языке- «la alla ella alla», что означает «никто не Бог, кроме Бога», ибо пока не видно другой возможности определить,  откуда взялись эти нескладные слова,  «yl, al, le, al, um». Но что означают две буквы, «um», можно объяснить. В арабской речи произношение Имя Бога на арабском языкевсегда идет следом за Имя Бога на арабском языке, что означает «Mahumet rassul alla», где к каждой из букв приписано «um». Отсюда можно сделать вывод, насколько упоминаемый Дух небезопасен для людей: между тем как Христианство лишь неясно обозначено здесь, Магометанство открыто заявляет о себе; в этом действительно необычном Амулете совмещены 4 учения: Иудейское, Христианское, Магометанское, Языческое, поэтому то, что здесь преподносится, относительно чего даются указания, имеет отношение к сделке с дьяволом, и посему являет собой поругание Христианской религии. Но объясним, что представляет собой пятиугольник.  Пятиугольник Древних, как говорится в «Арифметике», посвящен Марсу, а семиугольник – Венере; также указано, что никто не будет обладать Венерой до тех пор, пока не привлечет к себе Марс; также, в «Египетской Астрологии» сказано было, что сей пятиугольник гарантирует победу во всех делах. Предназначение сего Амулета состоит в том, чтобы даровать любовь и благоволение своему обладателю, и, соответственно, полное исполнение всех его плотских желаний, и так обладатель сего Амулета обретает исполнение всех его желаний, посредством той клятвы, коия обычно произносится пред Богом и Ангелам, но обращена в данном случае к злым духам; посредством призывания Венеры и Марса – так оскверняются религиозные ритуалы; дабы не  оскорблять слух Христианина, об этом преднамеренно умалчивается. Таким образом, какого бы рода основой этот Амулет не обладал, он не естественный, не Божественный и не Ангельский, и непосредственно склоняет к выполнению дьявольской работы, используясь только лишь на погибель души.

 

Перевод © Арафель для Teurgia.Org, 2012 г.


*
**

Еще несколько примеров Печати Dei Aemeth


Sworn Book (Sl. 313) (Книга Заклинаний Гонория)

 

Сигила Dei Aemeth из Книги Заклинаний Гонория

 

Sworn Book (Sl. 3853) (Книга Заклинаний Гонория)

Сигила Dei Aemeth из Книги Заклинаний Гонория

 

Из итальянской рукописи «Ключа Соломона», хранящейся в Библиотеке Бодлен,
MS. Mich. 276.

 Сигила Dei Aemeth


Из латинской рукописи «Ключа Соломона», хранящейся в Библиотеке Бодлен,
MS. Aubrey 24, fol. 60r

Сигила Dei Aemeth

 

Sigillum Dei Aemeth
Джона Ди

 

Сигила Dei Aemeth

 «La Véritable Magie Noire» («Истинная черная магия», Рим, 1750)

 Сигила Dei Aemeth

 

Первоначально ангелы говорили Ди, чтобы он использовал одну из версий Печати, коию найдет он в своих книгах. Затем он проконсультировался с несколькими источниками и попросил ангелов прояснить имеющиеся расхождения. Эта просьба побудила их к тому, чтобы предоставить совершенно новую версию Печати.

Проверка оригинальной восковой Печати Ди, коия теперь хранится в Британском Музее, показывает, что это имеющееся воплощение Печати несколько отличается от изображения, представленного в Sloane 3188.


Священная Доска и ее Вариации


Ди осуществлял свои сеансы скраинга на специальным образом подготовленной дощечке, два варианта исполнения коией были описаны ему ангелами. Первая дощечка, коия ныне утеряна, была объявлена явившимися позже ангелами ложной. Вторая версия, очевидно, подобна первой. На ней представлена огромная гексаграмма, в коией заключены буквы в квадрате. Гексаграмма окружена областью, в которой представлены дополнительные буквы. Не смотря на то, что первоначальная дощечка, вероятно, не сохранилась, она детальным образом была описана Элиасом Эшмолом, который видел ее в библиотеке Джона Коттона. Он писал о том, что буквы Енохианского алфавита были окрашены в красный цвет, фон был золотым, они располагались между двумя синими линиями. Семь печатей, или «знаков Творения», были также написаны красными буквами, разделенными синими линиями. Линии гексагона были золотыми, в центральном квадрате были золотые буквы, расчерченные синими линиями.


Различные вариации Священной Таблицы встречаются в разных текстах Гримуаров. Например, в таких Гримуарах, как «Теургия Гоэтия», «Арс Паулина», а также «Арс Алмадель». В «Арс Паулина» описывается метод, весьма близкий к методу Ди. В таблице «Арс Паулина» содержится Гексаграмма с семью Планетарными печатями, коии окружают сию Гексаграмму. Печать Духа помещается рядом с соответствующей Планетарной Печатью. Ди получал инструкции относительно того, что семь Печатей должно сконструировать отдельно друг от друга и поместить вокруг таблицы, или же изобразить их на самой таблице.


Еще один пример Таблицы показан в «Арс Алмадель». В данном Гримуаре приводится метод призывания духов, управляющих четырьмя сторонами света: севером, югом, востоком и западом. Здесь мы также видим Гексгаграмму, изображенную на Святой Таблице, кроме того, здесь используются восковые Печати. Также вокруг таблицы написаны священные Имена. В центре Гексаграммы находится треугольная Печать с большим количеством имен. В «Aldaraia sive Soya» также содержатся изображения, напоминающие изображения Ди.

 

Енохианская Священная Доска


Енохианская Священная Доска


Доска из «Арс Алмадель»

Священная Таблица из Арс Алмадель

 

Доска из «Арс Паулина»

Священная Таблица из Арс Паулина


Иные Ритуальные Принадлежности


В «Ars Notoria» воспроизводится большинство Молитв из «Liber Juratus», хотя и в немного видоизмененной форме.


В «Liber II» приводятся также два других традиционных списка ангелов. Первый список: Zaphial, Zadkiel, Cumael, Raphael, Haniel, Michael, а также Gabriel. Второй список: Zedekieil, Madimiel, Semeliel, Nogahel, Corabiel и Leuenael. Большинство из них определенно тождественны тем, что приводил Агриппа в его «Иерархии Числа Семь». Первый список соответствует «семи ангелам, предстоящим в присутствии Божьем». Он также соответствует списку семи Архангелов согласно наследию Псевдо-Дионисия. Второй список соответствует еврейским названиям семи планет, к коим добавлено Имя Бога «El». Этот второй список также присутствует в третьей книге Агриппы.


Синопсис «Мистических Экспериментов» Ди (1581-1583)


В своем сочинении «Четвертая Тайная Книга» Джон Ди записал пророческие видения, видения ангелов, магические наставления, а также и религиозные наставления. Несколько ключевых моментов ангельских посланий включают в себя:


– Плоть отвратительна и испорчена (Гностическое и неоплатоническое отношение);
– Милосердие необходимо для покаяния.
– Искушение верующего необходимо для того, чтобы явлена была Милость Божья.
– Пришествие антихриста имманентно.
– Имманентно также падение существующих политических и религиозных учреждений – это наказание за испорченность человечества, все существующее должно заменяться новыми порядками, коии являются праведными.


Не смотря на то, что данный материал в целом остается достаточно неясным, и, в особенности, таковым остается содержание «Святой Книги», все же теория Кристофера Уитби относительно наличия в этих записях сокрытых криптографических сообщений представляется верной.


Также в этих записях присутствуют на удивление краткие сообщения алхимического характера, в особенности эта краткость является странной по причине того, что именно в данный период Ди весьма активно занимался Алхимическими исследованиями. Возможно, Ди не делал в этой своей работе записей по поводу Алхимических изысканий, потому что не хотел раскрывать этих сведений Келли, коий, вероятно, пришел к Ди именно с целью разузнать у него некоторые Алхимические тайны.

*

*  *


Далее мы приведем перевод обещанного отрывка из книги, опубликованной Мериком Касаубоном «Истинное и достоверное изложение о том, что происходило между Доктором Джоном Ди и некоторыми духами»:

 

Истинное и достоверное изложение о том, что происходило между Доктором Джоном Ди и некоторыми духами



Liber Mysteriorum (& Sancti) parallelus Novalisque,
Лесден, 28 мая 1583 года.


Ди: Когда J. и E. K. беседовали о польском дворянине Альберте Ласки, о великой чести, коию обрели мы вместе с ним, о той великой любви, коию он испытывает к людям любого общественного положения, о всех тех, кто когда-либо видел или слышал о нем, и, вновь, о том, как сильно молил я Бога о том, дабы сердце его со всем пылом выказало ко мне благосклонность, а также и о том, как много приложил он усилий к тому, чтобы пресечь и разрушить зло и зависть моих соотечественников по отношению ко мне, ради восторжествования доброго моего имени, или же ради того, дабы восстановить мои служения Богу, в еще лучшем виде, чем ранее, и т.д.  Вдруг мне показалось, что из моей Оратории вышло Духовное Существо, похожее на прелестную девочку 7-9 лет, ее голову украшала прическа: часть волос были собраны в пучок у ее лба, и часть волос, весьма длинных, ложились на спину, она была одета в платье <…> … оно переливалось зеленым и красным цветами, за ним тянулся шлейф, с которым она, кажется, играла, то поднимая, то опуская его…, мне казалось, что она прохаживается вокруг моих книг, сложенных грудами, <…> … <…> различные сообщения, коии передавал мне Э. К. относительно этой прелестной девицы, и …..

Ди: Говорю – «Чья ты девица?»

Она ответила -  «А ты чей человек?»

Ди: Я слуга Божий, как по моему собственному обязательству, так и (я надеюсь) по Его же Принятию.

Голос:  Вы будете наказаны, если скажете.
…  Неужели я не прекрасная Девица? Дай мне поиграть в твоем доме, моя мать сказала, что она придет сюда и поселится здесь.

Ди: Она подпрыгнула и присела, сопровождая свои действия живой жестикуляцией маленькой девочки, играющей с самой собой, и порой с ней говорил кто-то из угла, в коием  я провожу свои исследования с помощью крупного увеличительного стекла, однако никого так и не удалось увидеть, помимо нее.

…. Можно? Я буду (Теперь она, кажется, стала отвечать тому, кто находился в том Углу, где я провожу свои Исследования)

…Пожалуйста, позвольте мне здесь остаться ненадолго [говорила она с вышеупомянутым уже Углом]

Ди: Скажи мне, кто ты?

……Пожалуйста, дай мне поиграть немного с тобой, и я расскажу тебе, кто я.

Ди: Во имя Иисуса, скажи мне.

……Я радуюсь во имя Иисуса, я бедная маленькая Девица, Madini, я первое и последнее дитя из детей моей Матери, дома у меня также есть маленькие денти.

Ди: Где находится твой дом?

Мадини: Я не осмеливаюсь рассказать тебе о том, где я обитаю, поскольку тогда меня изобьют.

Ди: Ты не будешь бита за истину теми, кто любит истину, ради вечной истины, коией все Существа должны быть послушны.

Мадини: Я предупредила тебя, что будут послушна. Мои сестры сказали, что должны будут прийти к тебе и жить вместе с тобою.

Ди: Я желаю того, чтобы те, кто любит Бога, жили со мной, и я жил вместе с ними.

Мадини: Теперь, когда ты говоришь о Боге, я люблю тебя.

Ди: Твою старшую сестру зовут Esemeli.

Мадини: Моя сестра не такая маленькая, каковой ты ее делаешь.

Ди: О, прошу о милосердии твоем, ее имя следует произносить «Esemeli».

Э.К.: Она улыбается, кто-то отвечает ей: «Уходи, Девица».

Мадини: …Сначала я  изучу все, что касается моих Дам.
Мой Учитель Ди научит меня, если я скажу что-нибудь не так.

Ди: Если тебе хочется, изучи все относительно твоих Дам.

Мадини: …У меня есть Господа и Дамы, вот, посмотри здесь.

Э. К.: Она вынимает из своего кармана небольшую книжицу,
Она показывает на Изображение в книге.

Мадини: ….Ну разве это не приятный человек?

Ди: Как его зовут?

Мадини: …..Я ….. считаю, его зовут Эдвард, Посмотри, на его голове Корона, моя Мать считает, что этот человек был герцогом Йоркским.

Э. К.: Она смотрит на Рисунок в Книге, на котором изображен человек с Венком в руке и с Короной на голове.

Мадини: ….Он был очень веселым человеком, когда был королем Англии.

Ди: Как давно он был королем Англии?

Мадини: Зачем ты спрашиваешь у меня такие вопросы, когда я всего лишь маленькая Девица? Его Отец – Господин, и Ричард Плантагенет также является его Отцом.

Ди: Как ты его назвала?

Мадини: Ричардом. Да, это был Ричард, граф кэмбриджский.

Э. К.: Она перелистывает страницы книги и говорит…

Мадини: ….А вот мрачный Господин, он вселяет в меня страх.

Ди: Почему он вселяет в тебя страх?

Мадини: Он суровый человек,  я не знаю, кто он. Но он являлся герцогом кларенским. Он был Отцом Ричарда, графа кэмбриджского. Здесь Лорд, и вот его жена Анна.

Э.К.: Переворачивает лист,
Он также был наследником всех земель Мортимеров.
Его братом был Эдмунд.
А вот, сэр, нечестивые Мортимеры.

Э.К.: Она переворачивает несколько листов, и говорит:

Мадини: ….Вот этот знатный человек – это Роджер Мортимер.
…Моя Мать говорила, что этот человек был графом Марке.
А вот его жена.
Благодаря ей он получил множество земель, поскольку она была Наследницей.
А этот знатный человек – безнравственный Гинвилл, ее Отец.
А вот город, который они называют Веблей. Вот Бодлей. Вот Мортимерс Клаймерри. Вот безудержный Уэнлок. Вот Лудлоу. Вот Стэнтон Лэйси. Жена Генвилла была наследницей всех этих вещей. Вот Хью Лэйси, ее Отец. У него были длинные волосы, так как он являлся ирландским послом; поэтому у него такое обветренное лицо.
Моя сестра вырвала отсюда два листа, я принесу их, когда вы будете ужинать. Молю, не рассказывайте никому обо мне.

Ди: Мои люди настойчиво звали нас на ужин.


После ужина.

Мадини: Вот Уильям Лейси, Отец Хью.
Вот Ричард, его отец. А вот сэр Ричард, его Отец, а вот Уильям, Брат сэра Ричарда, и вот здесь они отправляются во Францию.

Ди: Quo anno Christi? (лат. «В какой год века Господня?»)

Мадини: …..Говорю тебе, моя старшая Сестра все расскажет тебе. Вот здесь он отправляется  Данию.
Моя Сестра вскоре придет, и расскажет тебе, как он женился в Польше, и о том, какие проблемы были у этого Уильяма.

Ди: Молю, расскажи Родословную Альберта Ласки.

Мадини: Увы, я не могу рассказать о том, что происходило в других странах.

Ди: Мне известно, что ты принадлежишь не только этой стране, но также и ко всем странам во всем мире, коий есть не что иное, как единая страна, или великий Город, и т.д.

Мадини: …..Что ж, моя сестра вскоре придет, и расскажет вам то, что не было раскрыто, если вы хорошо поняли все то, о чем я говорила. <…>

(Мадини раскрывает свои свитки и приводит родословную Ласки).



Понедельник, полдень, 4 часа 3/2

Ди: Мы ожидаем наставлений, мы не осмеливаемся воззвать к моему благому Духовному Покровителю, но со смиренной молитвой обращаемся к Богу, к Благосклонности Его.

Э. К.: Золотой Занавес, покрывающий весь Камень, все еще висит, однако я слышу, как некий голос трижды повторяет одно и то же предложение.

Голос: ….. Sanctum, Signatum, & ad tempus.

Ди: Смысл сего можно понять по-разному, причем таковым даже образом, как я и представить себе не могу, но я очень хочу узнать, какой из смыслов имеет отношение к нашему наставлению.

Голос: …. Ad tempus, & ad tempus (in quam) quia rerum consummation. Уже близится.
Трон подготовлен.
Правосудие определено.
Судья все еще не изволит.
Милосердие <…> пребывает у Бога. Но сказано,
Что Время укорочено будет.



Материал подготовлен лектором © Eric Midnight для Эзотерического Центра «Археометр», 2012 год

Все права защищены.