Петер д'Абано и аббат Тритемий, их жизнь и труды

 

Петер д'Абано - маг XIV столетия, автор Гримуара «Гептамерон», многие части из которого были опубликованы Папюсом (Доктором Жераром Анкоссом) в его книге "Практическая Магия", без указания авторства. В том числе и Заклинания Дней Недели, которые также являются частью Гримуара «Гептамерон». Петер д'Абано владел искусством заключения Духов в хрустальный шар, с помощью которого он познал Семь Свободных Искусств.


Аббат Тритемий, Христианский Маг XV века, ссылается в своих работах на труды Петера д'Абано, и его книга в трех томах под названием Стеганография («Steganographia») также обращается к призыванию Семи Благих Духов, с помощью которых можно передавать непорочные мысли на расстоянии. Данный труд также содержит в себе шифры, разгадать которые удалось ученым только через пять столетий после выхода в свет «Стеганографии» аббата Тритемия.

 

В данной опубликованной версии лекции мы приведем два материала: отрывок из текста под названием «Искусство заключения Духов в Кристалл», изданный Фрэнсисом Барреттом в его сочинении по магии «Magus», а также исследование Джима Ридса относительно шифров из «Стеганографии» аббата Иоганна Тритемия.

 

 «Магия и Философия
Тритемия Спанхеймского,
включающая его книгу
Тайных Вещей
и
Доктрину Духов
со множеством любопытных и исключительных тайн (до сих пор в целом неизвестных)


Искусство заключения Духов в Кристалл, &c.
Со множеством других Экспериментов в Оккультных Науках, никогда ранее не публиковавшихся на английском языке.


Перевод выполнен по ценному латинскому манускрипту
Фрэнсисом Барреттом,
Студентом Химии, природной и оккультной философии, Каббалы, &c.


О создании Кристалла и Церемонии Приготовления для Ясновидения.



Раздобудь ограненный прекрасный, чистый, прозрачный кристалл, величиной с небольшой апельсин, i.e. диаметр которого равен примерно полтора дюйма в диаметре; пусть будет он сферическим или круглым, как то будет угодно; затем, когда ты раздобудешь этот кристалл, ясный и чистый, лишенный пятен и изъянов, возьми небольшую пластину из чистого золота, чтобы она заключила кристалл вокруг одной его половины; помести его на подставку из слоновой кости или эбенового дерева, которую ты можешь увидеть в ее более полном виде на рисунке, [рисунок 1]. Высеки круг (А) вокруг кристалла, с этими символами вокруг внутренней части круга рядом с кристаллом Символы для призывания духов по Тритемию; и, после, Имя «Tetragrammaton». На другой стороне начертай «Michael, Gabriel, Uriel, Raphael», это Имена четырех Ангелов – Управителей Солнца, Луны, Венеры и Меркурия; однако на столе, на котором покоится Кристалл, должны быть начертаны по порядку следующие имена, символы и т.д.


Во-первых, названия семи Планет и имена Ангелов, управляющих ими, вместе с их Печатями и символами. Имена четырех Царей четырех сторон света. Напиши их в двойном круге, вместе с треугольником, на столе, на который помещается кристалл на своей подставке. Когда ты сделаешь это, твой стол будет закончен и готов для призывания Духов; после сего ты должен продолжить опыт таким образом:


Учтя, в какое время ты собираешься предпринять общение с Духами при помощи стола и кристалла, ты должен определить Планетарный час; и, в зависимости от того, какая Планета управляет этим часом, и каковой Ангел управляет Планетой, ты должен совершить воззвание тем способом, который будет описан далее; однако в начале произнести краткую молитву.
<…>


Затем возьми твое кольцо и Пантакль, надень кольцо на мизинец твоей правой руки, надеть Пантакль на шею <…>


Затем помести сосуд с благовониями между кругом и священным столом, на котором покоится кристалл, и брось в огонь благовония, произнося:


«Я заклинаю тебя, о существо Огня! Сотворившим все вещи, как Небесные, так и земные, а также и вещи, что пребывают в море, и в любом ином месте, дабы незамедлительно ты избавляло от любых призраков, дабы никакой вред не был причинен ни единой вещи. Благослови, о Господи, это существо Огня, и освяти его, дабы было оно благословенно, дабы было оно насыщено силой и добродетелью сего благовония; дабы никакой враг, никакая иллюзия не могла подступиться к нему; Господом нашим Иисусом Христом. Аминь».


<…>


Примечание: Во время проведения данной Операции должно присутствовать два человека; поскольку часто Дух становится зримым в Кристалле для одного человека, в то время, как другой не может видеть его. <…>»


Далее в продолжение Операции призывается Архангел Михаэль, который и должен ответствовать на все интересующие Оператора (или Операторов) вопросы. Но прежде он должен быть испытан, как и всякий дух, чтобы Архангелом Михаэлем не могло назваться какое-либо испорченное существо (по терминологии Мартинеса де Паскуалли):


«"Клянешься ли ты кровью и праведностью Господа нашего Иисуса Христа, что ты действительно Михаэль?"


(Пусть он поклянется, затем напиши его Печать или символ в твоей книге, и напротив Печати или символа запиши, какую услугу он должен выполнить, а также время, в которое он будет призван, Именем Божьим; а также напиши все, чему он мог бы научить тебя, или же напиши любой вопрос, на который он мог бы дать тебе ответ или о чем он мог бы сказать тебе относительно жизни и смерти, искусств и наук, или же любых иных вещей) <…>».

 

Шифры «Стеганографии» Иоганна Тритемия

 

Дебаты по поводу характера «Стеганографии» начались даже прежде, чем Тритемий окончил ее написание, а именно с письма Тритемия от 1499 года, которое он написал своему другу Арнольду Бостиусу (Arnoldus Bostius), в коем он описывал новую книгу, которую пишет – «Стеганографию». Однако Бостиус умер еще до момента, когда письмо прибыло. Его сослуживцы прочитали и опубликовали его. В письме говорилось о том, что книга будет исполнена чудес, будет включать в себя тысячи различных шифров, метод сообщения мыслей на расстоянии, метод обучения необразованных людей латинскому и греческому языку, а также метод выражения мыслей другому человеку в то время, как люди едят, сидят или гуляют, без использования слов, знаков или кивков, а также многие другие вещи, которые не следует разглашать публично. Тритемия подозревали во лжи или (если же он действительно способен делать подобные вещи) в повелевании демонами. В 1500, возможно, в результате этого порицания, Тритемий оставил работу над книгой, но, как раскрывает нам «Полиграфия», не оставил своего интереса к криптографии. В другом письме, от 1509, написанном алхимиком и нумерологом Шарлем де Буэлем (Charles de Bouelles) к Жермену де Ганэю (который также интересовался алхимией и вел переписку с Тритемием) описан его визит к Тритемию, который произошел в 1504, во время коего Тритемий показал Буэлю свою «Стеганографию». Ошеломленный странными именами духов или демонов, Буэль подтвердил, что эта книга должна быть сожжена, и что Тритемий определенно состоял в сношениях с демонами. Письмо было опубликовано в 1510, и таким образом Тритемий приобрел свою оккультную репутацию.


«Стеганография» не издавалась в печатном виде до 1606 года, однако рукописные копии циркулировали в 1500-х годах, и вызывали как нападки, так и апологию со стороны огромного количества авторов. Дебаты усилились с момента издания «Стеганографии» в печатном виде, а также более короткой работы, «Clavis», которая также была написана им или же его наперсником. В «Clavis» объяснялось, каким образом действуют шифры из Книги I и Книги II «Стеганографии». Заклинания в действительности представляли собой закодированные инструкции к сокрытию тайного послания в сопроводительных письмах. Для того, чтобы прочитать тайное значение каждой инструкции, необходимо было выбрать особенную последовательность букв, как, например (в случае заклинания, написанного ниже) – каждую вторую букву каждого второго слова:


«Padiel aPoRsY mesarpon oMeUaS peludin mAlPrEaXo …»


Получается «primus apex».  Книга I и II «Стеганографии» содержит большое множество подобных примеров, некоторые из которых совмещены с простой заменой шифров, и почти все из них объяснены в «Clavis».


В «Clavis» не обсуждается природа Книги III, она остается за завесой тайны. Из 180 страниц издания «Стеганография» от 1608 года издания 159 страниц приходятся на Книги I и II, на Книгу III была оставлена 21 страница (то есть, 12% процентов от целого). Книга III содержит предисловие и только одну краткую главу, что составляет поразительный контраст со множеством глав, из которых состоят предыдущие книги.


Затем, в 1624, эрудит, герцог Август II Брауншвейгский-Люнебургский опубликовал свою монументальную работу по криптографии «Cryptomenytices», под псевдонимом Густавус Селенус (Gustavus Selenus). В Книге III книги Селенуса опубликованы сведения из «Clavis», причем информация эта представляется в преобразованном виде для того, чтобы сделать ее изложение яснее. Селенус не смог добавить криптографическую интерпретацию к Книге III «Стеганографии», однако, при случае, в будущем наш читатель сможет извлечь необходимое из книги Селенуса, поскольку в ней он привел репринт всей Книги III.


Объяснение Селенуса «Стеганографии» сопровождало все книги по криптографии в Германии XVII века. Эти книги, - чьи названия зачастую содержали такие фразы, как «Тритемий оправданный», - придавали «Стеганографии» криптографическую характеристику, и потому Тритемий не рассматривался в качестве мага. В одной из таких книг, опубликованной в 1676 году в Майнце, У.Э. Гейдель (W.E. Heidel) утверждает, что раскрыл истинное криптографическое значение Книги III, и представляет его в форме серий криптограмм, что воспроизведены в приложении к данной работе. Несложно догадаться, что Гейдель был обманщиком, надеявшимся снискать славу за разгадку Книги III Тритемия, на самом деле не проведя таковой работы.


Итак, вокруг 21 страницы неполной Книги III сконцентрировалось множество споров.


Мнение большинства современных ученых пришли к следующему консенсусу в отношении «Стеганографии», который выразил Д.П. Уэлкер (D.P. Walker):


«Существуют лишь небольшие сомнения касательно того, что две первые Книги «Стеганографии» в действительности написаны не о криптографии, а ангелов и духов в них невозможно причислить к описаниям методов дешифровки…


Однако Третья Книга, что не была завершена, не содержит, в отличие от других двух, примеров зашифрованных сообщений; читателю предлагается передать сообщение над изображением планетарного ангела в момент, который определяется посредством запутанных астрономических вычислений. Было бы невероятно прийти ко мнению, что они могут служить указаниями для шифрования или же для любого вида тайнописи».


Поэтому, заключает Уолкер, данная работа носит единственно оккультное значение. Это единодушное мнение разделяется и оккультистами, согласно которым, Тритемий обучил своих учеников в сфере Эзотерики Агриппу и Парацельса не только криптографическим секретами.


Некоторые инакомыслящие историки следуют мнению У. Шумахера (W. Shumaker), истолковывая то же самое свидетельство иным образом. Согласно Шумахеру, все три книги могут носить криптографический характер, не смотря на то, что у нас нет прямых свидетельств относительно Книги III. Роль магии однозначна для всей «Стеганографии»: это метафора и маскировка криптографии. Структурная роль, играемая элементами, присутствующим только в Книге III, то есть планетарные духи и связанные с ними астрономические данные, точно соответствует роли элементов, которые находятся в Книге I и II, то есть длинным заклинаниям и невинно звучащим сопроводительным письмам. Первые служат для сокрытия криптографии точно так же, как и вторые. Я считаю, что мнения и Уолкера, и Шумахера являются логичными объяснениями для времени, в которое они жили. У позиции Шумахера есть преимущество в том, что она представляет «Стеганографию» книгой с единственным и единым значением, однако есть и недостаток, что проявляется в нехватке доказательств о присутствии криптографии в Книге III.


Совсем немногие приходят к агностическому компромиссу, говоря, что мы не способны составить мнение о Книге III, поскольку она слишком коротка и, вероятно, неокончена. И это другой вид противоречия интерпретации Уолкера, поскольку без доказательств о Книге III у Уолкера отсутствуют какие-либо доказательства. В современном и детализированном исследовании «Стеганографии» было бы представлено еще большее разнообразие мнений.


В следующих разделах данного материала я описываю содержание Книги III более детализировано, пошагово расписывая, каким образом я раскрыл криптограммы в Книге III, а также набрасываю некоторые выводы о том, как это открытие может повлиять на исследование «Стеганографии» и ее автора.


2. Синопсис Книги III


Книга III начинается с 160 страницы вместе с предисловием, в котором объявляется цель предоставляемого метода передачи сообщений на расстоянии без использования слов, книг или посланника, о чем Тритемиус прочитал в книге античного философа, которого звали Менастором. Тритемий предупреждает, что будет изъясняться туманно.


«Под этим я подразумеваю, что для человека ученого и глубоко вовлеченного в изучение магии, эта работа может быть Милостью Божьей, до некоторой степени понятной, в то время как для толстокожих болванов (imperitis Rapophagis) она может на все времена остаться сокрытой тайной, и для их неповоротливых умов запечатанной книгой навеки».


Метод основывается на семи Планетах и двенадцати Духах. Предисловие продолжается на странице 162 таблицей, которую я называю «Вводной Таблицей», которая озаглавлена «Mansiones spirituum cum planetis vr. M. L. n.c.», в которой приводятся данные об этих Планетах и Духах. Эта таблица, одна из восьми в Книге III, представлена в виде современной «электронной таблицы», то есть с легко распознаваемыми рядами и колонками, каждая с собственным идентификатором данных. В верхней части таблицы перечисляется 21 имя Духа, сгруппированных по три под руководящими ими Планетами. Каждому Духу приписывается три числа, первое из которых всегда увеличивается на 25, следующее на 12 меньше, чем первое,  а третье в точности всегда на 24 меньше, чем первое. Нижняя часть состоит из четырех строк. Каждая из этих строк содержит по два Имени Духа, затем следует четыре числа, за исключением последней строки, в которой три числа. В этот раз нет никаких простых арифметических отношений между числами в ряду, однако второе число всегда 20.


Очевидно, данные в Вводной Таблице являют собой описание для всей техники Книги III. Предисловие завершается обещанием семи глав, по одной на каждую Планету, от Сатурна и до Луны.


Глава I начинается со страницы 164. Тема этой главы – тайное общение при посредстве Сатурна с помощью или без помощи писем с другом, который также обладает знанием об этих техниках. Сначала приведет план главы в общих чертах, затем приведем примеры.


Большая часть информации содержится в четырех таблицах с Планетарными данными. Каждый из трех примеров сопровождается соответствующей таблицей. Для того, чтобы удобнее было делать отсылки, я пометил эти семь Таблиц буквами от A до G. В противоположность Вводной Таблице, Таблицы от A до G не имеют организованных рядов и колонок. Вместо этого данные собраны в колонки или же в части колонок, однако кажется, что нет никакой необходимости для того, чтобы собирать части смежных колонок в ряды. Таблицы по виду напоминают обрывки газет, прикрепленных к доске: каждый обрывок (часть таблицы) обладает ясной выраженностью последовательности строк (записей данных), однако будучи прикрепленными друг к другу на доске, они недостаточно выровнены. Практически все записи данных внутри колонок представляют собой двухзначные или трехзначные числа, однако также появляются слова и астрономические символы. Колонки, очевидно, озаглавлены названиями категорий (иногда это слова, иногда астрономические символы), рядом с этими названиями категорий присутствуют другие названия категорий. Большинство таблиц выглядят очень беспорядочными, поскольку, вероятно, у издателя под конец текста закончилась краска. Следом за каждым сегментом колонки и за каждым названием категории идут заглавные немецкие буквы, «S» или «R», или же выписано «Schw.» и «Roth», а также и очень большие изогнутые скобки, обычно охватывающие всю длину колонки.


В Главе I объясняется, что читателю необходимо знать все из области астрономии о движении планет. Однако также необходимо знать дополнительные сведения, находящиеся в первой таблице данных, в tabula punctualis, которая находится на страницах 166 и 167, которую я называю Таблицей A. После страницы текста или около того появляется примечание о том, что весьма важна предельная точность в использовании Таблицы A, – оказывается, что А подходит для использования только тогда, когда Сатурн восходит, а в Таблице В (Tabula Prima, страница 169) говорится о том, что делать, если таковые условия отсутствуют. Сразу же после Таблицы B следуют Таблица C (которая обозначена названием Plain Tabula, страница 170) и D (Motus Planetarum Purus, страница 171).


«И до тех пор, пока не будут тщательно опробованы все эти операции, и пока не будут точно известны значения движений планет, возможно совершить серьезные ошибки, и трудно будет избежать надвигающейся опасности».


Однако, если вы прочли и все поняли, тогда наверху 175 страницы Тритемий обещает, что данная техника работает. Для того, чтобы отправить сообщение, не записывая его (sine scriptis), вы производите специальные расчеты, подходящие для текущей астрономической ситуации и совершаете ритуал, в котором задействованы два листа бумаги, на одном написаны расчеты, а на другом – ваша идея, «то, что вы желаете, чтобы узнал ваш друг, находящийся на расстоянии».


Оставшаяся часть главы посвящена трем примерам, каждый из которых снабжен собственным подзаголовком и таблицей.


Первая из этих частей, озаглавленная «De primo Angelo Saturni, qui est pincipalis, & vocatur Orifiel, qui primam quartam Saturni obseruat», начинается на странице 175.

Астрономические расчеты, выполняемые к записи от 28 апреля 1500 года подходят для данных Таблицы E на странице 176. Также обсуждаются вариации подходящего Ритуала для Орифиэля: в них задействуются изображения Орифиэля и вашего друга, находящегося на расстоянии, а также «передвижной сосуд, который индийские мудрецы называют pharnat alronda».


Следующая часть, «De secundo Angelo Saturni, qui est primus sub Orifiele & vocatur Sadael, praesidens secundae quartae Saturni», начинается на странице 178 и заканчивается Таблицей F и долженствующим Ритуалом на странице 179.


Заключительная часть, «De tertio Angelo Saturni, qui est secundus sub Orifiele & vocatur Pomiel» занимает страницу 180, последнюю в книге. Ее расчеты приводятся в Таблице G, и описание Ритуала составляет две небрежные строки.


Из обещанных семи глав присутствует только первая, и очевидно, что это ее урезанная форма, поскольку часть касательно Morisiel’я и четвертая часть о Сатурне отсутствует.


3. Криптоанализ


Получив фотокопию «Стеганографии», я решил посмотреть, смогу ли я найти скрытые сообщения в Книге III. Я знал, что Книга III, вероятно, представляет собой черновой вариант. По этой причине в ней может недоставать важной информации; в печатной версии, разумеется, не было никаких авторских корректур. Если Книга III была подобна Книге I и II, тогда было бы нецелесообразно пытаться следовать инструкциям, приводимым в тексте. Более того, я мог ожидать того, что любые простые тексты были бы краткими и банальными.


В отличие от Книги I и II Книга III не требует большого количества материала для работы. В то время, как в первых двух Книгах содержалось множество примеров и они были записаны на 159 страницах, в Книге III содержалось только три примера, которые занимали 21 страницу.


Наконец, если таблицы имели важное значение, то не понятно, в таком случае, каким образом их читать, а также непонятна и роль цвета чернил в редакторской версии издания, а также и роль астрономических символов.


3.1 Версия


Как бы там ни было, в моем уме зародилась удачная догадка. Возможно, к данной догадке меня привел недавний успех в нахождении ранее незамеченной структуры в содержании Магических таблиц, относящихся к ранней современности, или же, по крайней мере, он придал мне храбрости для проведения исследования. Моя догадка состояла из нескольких частей: шифр был числовым (до этого просто было дойти, поскольку числовые таблицы в Книге III были единственными очевидными местами, в которые можно было заложить шифрованный текст), Таблицы надлежало читать по колонкам, вертикально, а Вводная Таблица представляла собой форму ключа. Я читал последовательные строки Вводной Таблицы в качестве описательных рядов или же блоков, в каждом из которых находилось по 25 чисел, и каждый из них мог каким-либо образом мог послужить точному преобразованию букв в числа формулы шифра.


Следуя этому предположению, я посмотрел на числовые таблицы в главной части Книги III, и переписал так хорошо, как только мог, числовые данные в колонках, перегруппировав их таким образом, чтобы каждая колонка из оригинала стала рядом. Я решительно исключил любые данные, которые не находились в колонках, включая заглавия колонок.


На страницах 166-167 находится Таблица А, Tabula punctualis, со следующими восьмью колонками:


(A1) / 644 650 629 650 645 635 646 636 632 646 639 634 641 642
649 642 648 638 634 647 632 630 642 633 648 650 655 626 650
644
(A2) 638 633 635 642 632 640 637 643 638 634 / 669 675 654 675
670 660 675 661 651 671 664 659 666 667 674 667 673 663 659
(A3) 672 657 655 667 658 673 675 660 651 675 669 663 658 660
667 637 665 662 668 663 659 / 694 700 679 700 695 685 696 686
(A4) 632 696 689 684 691 692 699 692 698 688 684 697 682 680
692 683 698 700 685 676 700 694 688 683 685 602 682 690 687
693
(A5) 688 684 / 719 725 704 725 720 710 721 711 707 721 714 709
716 717 724 717 723 713 709 722 707 705 717 708 723 725 710
(A6) 701 725 719 713 708 710 717 707 715 712 718 713 709 / 641
642 649 646 635 24 644 646 633 635 632 631 646 635 18 643
(A7) 642 639 633 643 / 657 665 674 21 672 667 671 18 654 656
671 666 670 671 23 / 681 700 685 683 19 682 689 684 696
(A8) 685 17 693 696 692 690 691 692 698 693 696 696 720 707
710 17 722 721 710 10 712 713 710 708 721 714 725 715 721 714


Здесь, так же, как и во всех последующих примерах, я поместил знак / в том месте, где располагались любые не числовые данные. Я присвоил каждой колонке название в круглых скобках для того, чтобы легче было на нее ссылаться в дальнейшем в своей работе. Все остальные числовые данные приведены в приложении.
Я заметил, что четыре навязчивых не числовых записи, отмеченных знаками / в первых пяти колонках (а знаками / здесь отмечены астрономический знак Сатурна, а также слова, написанные греческими буквами, - Βητα, γαμμα и δελτα) появлялись с точно определенным интервалом: они разделяли первые 160 чисел на четыре блока по 40 чисел в каждом. Более того, практически все числа в первом блоке из сорока представляли собой числовой ряд 626-650, практически все во втором блоке были числовым рядом 651-675, а в третьем блоке – рядом 676-700, и в четвертом – рядом 701-725. То, что последние три из этих рядов появлялись в первых трех рядах Вводной Таблицы, подбодрило меня.


Итак, я выписал эти четыре блока из сорока чисел каждый, первые 160 чисел от A1 до A5, в четыре ряда по 40 чисел, одно под другим, для того, чтобы увидеть, есть ли здесь какие-либо параллели или же сходности в структуре между данными блоками, выглядело это следующим образом (из каждого ряда приводится по 10 чисел):


(R1) 644 650 629 650 645 635 646 636 632 646...
(R2) 669 675 654 675 670 660 675 661 651 671...
(R3) 694 700 679 700 695 685 696 686 632 696...
(R4) 719 725 704 725 720 710 721 711 707 721...


Тогда стало очевидно, что помимо нескольких исключений числа в R2 на 25 больше, чем соответствующие числа в R1, а числа в R3 на 25 больше, чем соответствующие числа в R2, и на 50 больше, чем числа из R1, и так далее. Итак, каждая из колонок в этой схеме представляет собой небольшую арифметическую прогрессию, которая увеличивается на 25. Если читать ее горизонтально, тогда структура R1 повторяет R2, при этом совершается увеличение на 25, в R3 – на 50, а в R4 – на 75. Пользуясь жаргонизмом криптоанализа, когда я выписал данные «шириной в 40», я исследовал повторение «вглубь», при этом происходило увеличение на 25.


Не смотря на то, что мне еще не было известно, что здесь присутствует шифр, было ясно из этого примера, что мои интуитивные догадки были достаточно правдивы насчет чтения колонок, а также о значении числа 25, которое имело значение для далее следующих данных.


И если здесь действительно был некий шифр, в таком случае, это открытие было обязано наличию четырех копий изолога (идентичного или почти идентичного открытого текста, зашифрованного с помощью разных криптографических систем. – прим. перев.) одного и того же простого текста, зашифрованного различными, однако взаимосвязанными способами. Вероятно, я мог отделить блоки числовых рядов на «общей основе», восстановив их по модулю 25. То есть, если бы я знал, каким образом читать те части текста, которые зашифрованы числами в рядах от 626 до 650, тогда, вероятно, я мог бы использовать тот же самый метод для прочтения зашифрованных числами частей в ряду с 651 по 675: просто посредством извлечения 25 из каждого числа, и продолжая действовать, как ранее.


3.2 Первый открытый текст


Простейший из возможных шифров, который я мог представить применительно к 40 числам в R1, был простым, или «моноалфавитным», замещением, наподобие шифра, который использовался в рассказах «Золотой Жук» Э.А. По и «Пляшущие человечки» А. К. Дойля, однако с использованием чисел в качестве символов вместе созданных для шифра символов. Подобные шифры типично (и только таким образом) решаются при помощи приведения экземпляра шифрованного текста, состоящего примерно из 30 букв. Первым шагом решения является вычисление того, сколько раз появляются символы шифра. Из 40 чисел R1 39 появлялись в ряду от 626 до 650. Их частота появления была следующей:

 Шифр Стеганографии Иоганна Тритемия

 

Что кажется, в общем, достаточно согласующимся с латинским или немецким открытым текстом. Поскольку предполагаемые символы шифра (в отличие от детективных рассказов, упомянутых выше) находятся в естественном числовом порядке, то кажется благоразумным проверить возможность того, что значения шифра были распределены в соответствии буквам открытого текста в алфавитном порядке или же в обратном алфавитном порядке. То есть, на криптоаналитическом жаргонизме, я обдумывал возможность применения прямого и обратного алфавитного порядка букв к этому частотному распределению. Слово «ретроградный» в отрывке на странице 164 позволяет предположить возможность обратного алфавитного порядка.


Однако я был неуверен насчет состава самого алфавита. В «Clavis», глава 2, использовался латинский алфавит из 22 букв (вместе с Y), а в «Полиграфии» использовался алфавит из 24 букв (вместе с W после обычно идущей 23-й буквы).


Несколько минут, проведенных в экспериментах, показали, что 22 буквы алфавита в обратном порядке, вероятно, прекрасно подходили этому частотному распределению (вместе с α, β и γ, которые были приставлены после Z):

 Шифр Стеганографии Иоганна Тритемия

 

Это предположение с использованием 40 букв R1 привело к следующему пробному открытому тексту: gazafrequenslibicosduyitca?γagotriumphos, который, лишенный еще для меня осмысленности, казался доступным для произношения, он содержал чередование гласных и согласных, которые находились и в заклинаниях в Книгах I  и II «Стеганографии». Здесь присутствует символ ? , который соответствует одному из чисел в R1, который не находился в ряду 626-650, то есть число 655, которое располагалось уже ближе к концу А1. Я чувствовал, что нахожусь на верном пути, не смотря на то, что все еще не мог понять открытый текст.


3.3 Восстановление ключа


Ободренный столь далеко идущими результатами, я предположил следующий способ дешифровки: числа шифра, которые были больше 25, должны были быть восстановлены по модулю 25, а затем раскрыты при помощи обратного порядка алфавита, который был приведен выше. Числа шифра равные 25 или же меньшего значения расценивались как нули. Приписав значения α, β и γ трем буквам после Z, и разбив слова там, где находились нули, я получил следующий свод написанных шифрованных чисел в Таблицах A-G, посредством чего и получился следующий не вполне определенный открытый текст:


gaza frequens libicos duyit cayγago triumphos gaza fraqγens libicos
duyit carγago triumphos gaza frequens libicos duyit carγago
triumphos gaza frequens libicos duyit carγago triumphos liber getruxer
hinthumb die zxelfe xart unser heimlicheefur der portenamen
nit lais duher zu mir noit gch andel us zudas ich lden brenge ail
xeis soch behalt
commest noch hintxan is duet habe ein grosenrichten mit dir dir
hab mit dirund sehddis allesgeben zuals dunust uqrebi dirserehahx
brenger dis brieffs ist ein boser βalg und ein dieb huet dichfur
eme erxirt dich an
miserere mei deus secundu magnum donum tuum amenaγ
gaza frequens libicos duyit carγago triumphos xαβ

gaza frequens libicos durγago yit catriumphos β


Первые четыре повторения «gaza frequens» (которые я причислил к «словам» искусственного происхождения), конечно же, находятся в R1-R4. Я прочитал незамедлительно проявившийся текст как форму «Liber getruwer», (т.е. Liener getreuer), фразы, которую Тритемий использует в качестве начала многих из открытых текстов в Книге I и Книге II. Итак, то, что я полагал буквой «x», было буквой «w». Ближе к концу этого беспорядочного предварительного открытого текста значится фраза «brenger dis brieffs ist ein boser βalg und ein dieb», которая означает нечто вроде «bringer of this letter is a bad ___ and a thief». Просмотрел немецко-английский словарь, я перевел «Schalk» как «rough» (грубый), поэтому было естественно предположить, что вторая буква после Z, которую я записал как β, в действительности являлась обычным буквенным сочетанием «sch».


С этого момента я был способен пройтись систематически по всему тексту Книги III и увидеть, в каком контексте различные обрывки открытого текста появляются.
Нижняя часть Вводной Таблицы заключает в себе некоторые числа в колонках 5, 7 и 8, которые могут иметь шифрованное значение:

 

Шифр Стеганографии Иоганна Тритемия

Теперь, с добавлением формулы дешифровки конец таблицы выглядел следующим образом:

Шифр Стеганографии Иоганна Тритемия

Я заметил, что выясненные значения в колонке 5 означали начальные буквы Имен Духов в колонке 4. Это позволило мне заполнить два оставшихся пропуска в формуле дешифрации: α, буква после Z, это tz, а следующая буква, β, это sch (которую я уже вставил), и следующая буква, γ, это th. Предположительно, эта нижняя часть таблицы была предназначена для того, чтобы служить в качестве мнемонической помощи, посредством нее было видно, где алфавит шифра должен пополняться немецким языком.
И я увидел подпись автора в колонках 7 и 8: IOANNES.


Эта последняя удача обеспечила идентификацию шифрованного алфавита. Я вбил фразу из двух слов, «gaza frequens», в интернет-поиск, и увидел сообщение, состоящее из слов «Gaza frequens Libycos duxit Carthago triumphos...», которое являлось инципитом (зачин в старинных книгах. – прим. перев.) в рукописи Мелка (город в Германии), написанной в 1796. Это подтверждало, что γ=th, а также этого говорило о том, что число, которое, как я полагал, соответствовало «y», могло означать точно так же и «x», «y» открытого текста «Libycos» была заменена на «i».


Таким образом окончательное правило дешифрации было таково: числа значением более 25 являются существенными, и значения открытого текста зависят исключительно от остатка от деления на 25.

 Шифр Стеганографии Иоганна Тритемия

Шифр Стеганографии Иоганна Тритемия

 

В общем: шифр Книги III является числовым замещающим шифром, с увеличивающимися числовыми эквивалентами, применяемыми для каждой буквы открытого текста. Шифр в действительности используется в качестве исполненного мудрости моноалфавитного способа, в котором замещаются ряды зашифрованных чисел после нескольких букв.
Можно было бы истолковать его в качестве примитивной формы полиалфавитного шифра: это чередование между различными моноалфавитными замещениями, однако с той особенностью, что в моноалфавитных шифрах не существует нескольких эквивалентов самого шифра. Более надежный шифр был описан в написанной Тритемием позже «Полиграфии», в котором присутствуют эквиваленты шифра различных алфавитов. С этой точки зрения Вводная Таблица и числовые ряды с 6 по 8 колонку можно рассматривать в качестве  примитивной формы таблицы Виженера, примеры которой появляются в Книге V «Полиграфии».


3.4 Открытые тексты


Мы уже видели, что Вводная Таблица заключает в себе зашифрованную подпись «Ioannes», а также отделенные буквы и последовательности букв W, Sch, Th, Tz, которые присутствуют скорее в виде схемы, чем в виде словесном. Применение ключа к различным написанным шифрованным текстам Таблиц A-G позволяет раскрыть следующие отрывки открытого текста. Я заменил нулевые символы (то есть те, чье числовое значение равно 25 или менее) на / , и добавил дополнительные пробелы между словами там, где они были нужны.


А. Страницы 166-167, Tavula punctualis.


gaza frequens libicos duxit caxthago triumphos gaza fraqthens
libicos duxit carthago triumphos gaza frequens libicos duxit
carthago triumphos gaza frequens libicos duxit carthago triumphos
liber / getruwer / hinthumb / die / zwelfe / wart / unser /
heimliche efur / der / porten amen


B. Страница 169.


nit / lais / duher / zu / mir / / noit / gch / / andel / us /
zudas / ich / lden / brenge / ail / weis / soch / behalt


C. Страница 170. Колонки не очень ясно прописаны, поэтому открытый текст все еще несколько неразборчив.


commest / noch / hintwan / is / duet / habe / ein / grosen
richten / mit / dir / / dir / hab / mit / dir und / sehd dis
/ alles geben / zuals / dunust / uqrebi / dir sere hahw


У Селенуса колонки расположены несколько иначе (с. 123), что приводит к следующему результату (пробелы между словами добавлены в конце сегментов колонок):
commest / noch / hint wan / is / duet / ha habe / ein /
grosen sere richten / mit / dir / / h dir / hab / geben / zu
mit / dir als / du w und / sehd nust / uqre dis / alles bi /
dir


Но и этот вариант еще неудовлетворителен. Определенно, некоторая часть текста была утеряна, и то, что осталось, представляет собой отдельные фрагменты предложения.
D. Страница 171, первые три колонки «Motus planetarum purus».


brenger / dis / brie
s / ist / ein / boser / schalg / und /
ein / / dieb / huet / dich fur / eme / er wirt / dich / an


Кажется, что текст прерывается. Предположительно «eme» означает «ihm».
E. Страница 176, Tabula.
miserere / mei / deus / / / / / / / / secundu / magnum /
donum tuum amen ath


Это похоже на Псалом 50:3, Вульгата.


F. Страница 179, таблица без названия.

gaza / frequens / libicos / duxit / carthago / triumphos wtzsch

G. Страница 180, таблица без названия.

gaza / frequens / libicos / du rthago / xit / ca triumphos /
/ sch


Этот текст несколько беспорядочен. Если колонку G6 читать перед колонкой G5, тогда возникает обыкновенная версия шифра. Заглавия колонок от G1 до G8 (в таком случае) обозначаются следующим образом: horae (час) 7, 8, 9, 7, 9, 8, 7, 8, однако если поменять местами G5 и G6, тогда заглавия колонок для horae будут следующими: 7, 8, 9, 7, 8, 9, 7, 8. Эта перестановка могла являться частью шифра Тритемия, которую я должным образом не распознал, а может быть и результатом беспечности типографии.
Хотелось бы получить более интересные открытые тексты. Хотя и есть вероятность того, что возможно отыскать копию «Стеганографии» с меньшими искажениями, с помощью которой будет возможно лучше прочесть B  и C, также есть и вероятность того, что искажения происходят от самого Тритемия, и не существует никаких исправных версий шифрованных текстов. В любом случае, сокрытые сообщения Книги III определенно не представляют большего интереса, чем сокрытые сообщения в Книге I и II.


4. Выводы


Книга III заключает в себе криптограммы. Подобно криптограммам в Книге I и II, они замаскированы и представлены в контексте Ангельской магии. Криптографические техники при этом различны: буквы представлены числами вместо того, чтобы быть сокрытыми внутри большого количества букв, как то происходит в Книге I и II.

 

 


Материал подготовлен лектором © Eric Midnight для Эзотерического Центра «Археометр», 2012 год

Все права защищены.