Символизм карт Таро «Дурак» и «Маг»

Часть I

 

В ходе данной лекции мы рассмотрим символическое наполнение карт Таро «Дурак» и «Маг», обратившись к различным исследовательским работам, посвященным иконографии и культурологической истории Таро. Мы прибегнем к работам Гертруды Мёкли, Майкла Даммита, Стюарта Каплана, Роберта О’Нэйла, Фреда Геттингса и других авторов, предпринявших титанический труд по изучению настоящей истории Таро. Нами будет рассмотрена история появления карты Таро «Дурак» и первоначальное ее предназначение в карточных играх, а также мы проведем ее сравнение с картой Джокер из обычной игральной колоды. Мы проведем сравнение значений карт «Дурак» и «Маг» (или «Фокусник») в первоначальном Таро и в Таро Оккультном, как Французской, так и Английской Школы. Мы рассмотрим как прославленные произведения художественного искусства, так и малоизвестные гравюры, предназначенные для бедного населения Европы, чтобы определить, каковое иконографическое влияние было оказано на рассматриваемые нами карты Таро.

 

В первую очередь, предлагаю к рассмотрению культурологический аспект данной карты, из коиего и происходят многие особенности изображения. Во-первых, стоит отметить, что первоначально карта Дурак не входила в число Старших Арканов (как они называются теперь. Ранее эти карты назывались "Триумфами", поскольку берут свое начало в художественной традиции иллюстраций к произведению Петрарки "Триумфы"). Он пребывал вне всей иерархической системы Таро, точно так же, как и его реальный прототип - уличный дурак (сумасшедший или нищий, или просто человек, не желавший входить в общественные рамки) пребывал вне рамок общественных, и находился за рамками всяческих общественных отношений. Просто потому, что он либо не мог вписаться в общество, по причине своего болезненного состояния, либо же потому, что просто не хотел соответствовать общественным нормам.


Приведем изображение карты Дурак из колоды Висконти-Сфорца, одной из стариннейшей из известных колод Таро (в то же время, версий колод Таро Висконти-Сфорца существовало несколько. Эта семья неоднократно заказывала для себя колоды и тратила на это увлечение большие суммы денег):

 

 Таро - Аркан Дурак

 

Вот более крупное изображение непосредственно лица Дурака:

 

Таро - Аркан Дурак

 

Здесь мы видим несколько характерных для уличного дурака черт. Во-первых, это оборванная одежда, еле прикрывающая дело дурака. Во-вторых, это весьма растрепанный вид. Также - перья, "украшающие" голову, Большой выступ на шее, коий является зобом. А также косоглазие. Вместе с тем, надобно отметить и наличие в руке у Дурака палки. Палка являлась обычным атрибутом в изображении уличного дурака в эпоху Средневековья и Возрождения. Как мы можем видеть, в данные эпохи люди мыслили весьма прямолинейно. Для них внешне неприглядный вид, больной и растрепанной, означал точно такое же и состояние души. Относительно зоба следует сказать отдельно. В эпоху Средневековья продукты, наполненный йодом, можно было приобрести только в местностях, приближенных к морю. В местностях, отдаленных от морей, многие люди страдали от недостатка йода. Зоб стал отличительным признаком изображения уличного дурака, коиему были присущи и физические, и душевные болезни.


Вот, что пишет по поводу внешнего вида Дурака исследователь Хелен Фарли в ее книге "Культурологическая история Таро":

 

«Таким образом, образ Дурака всегда был неестественно показным. У него был зоб, то есть опухшая щитовидная железа, а также в его изображении ясно показывались некоторые признаки неврологического критенизма. Люди, пораженные таковыми болезнями, зачастую являются умственно отсталыми в чрезвычайной степени, а также часто они глухонемые. Далее, их руки могли изображаться в спазматическом состоянии, а поза, в которой изображали кретинов, соответствует присутствующей на карте фигуре. Безумцев также часто изображали с косоглазием, которое также часто бывает у людей, больных кретинизмом. Людей, на телах которых присутствовали признаки кретинизма и зоба зачастую считали нравственно испорченными, следуя выражению "страшный, как сам грех"».

 

Данное изображение чрезвычайно сходно с аллегорией "Глупости" Джотто ди Бондоне. Данная аллегория входит в число семи смертных грехов, изображенных данным художником для Капеллы Скровеньи в Падуе. Помимо аллегорий семи смертных грехов в Капелле Джотто изобразил также аллегории Семи Добродетелей.

 

Таро - Аркан Дурак

 

Как мы видим, здесь Глупость также изображена в весьма растрепанном, несуразном виде. Те же самые перья в волосах, палка (ее так и называли foolstick (палкой дурака)). Однако здесь аллегория Глупости представлена в качестве Короля Дураков. Перья в волосах явно призваны для того, чтобы служить короной, а потрепанная одежда, еле прикрывающая ноги, свисает сзади подобно шлейфу. В действительности, в эпоху Средневековья, и в раннюю эпоху Возрождения, существовало всего несколько дней в году, когда уличный дурак начинал "править" порядками в обществе простых людей. Это были три дня до Великого Поста, когда проводился карнавал. В эти дни все должны было встать с ног на голову, и каждый, кто не подчинялся "дурацкому порядку", сам становился дураком. В эти дни мужчины одевались в женские одежды, а женщины - в мужские, кто-то надевал одежду шиворот навыворот, и было позволено множество вольностей, за которые во все остальное время года каждый мог бы с легкостью оскорбиться. Об этом будет сказано несколько позже. И королем всего этого действа выбирался уличный дурак, которого теперь чествовали и превозносили, выбирая своим "руководителем". "Глупость" Джотто ди Бондоне как раз и представлена в образе такого Короля Карнавала.


Стоит отметить, что к уличному дураку относились по-разному в эти три дня до Великого Поста и в остальное время года. Вот наглядный тому пример. На следующем изображении карты Таро из колоды д'Эсте мы видим одну из обыденных картин Карнавала:

 

Таро - Аркан Дурак

 

Сам по себе облик Дурака всегда являет собой непристойность, в первую очередь выражающуюся через его еле прикрывающую тело одежду. Здесь же мы видим сюжет из карнавальной жизни, когда каждый мог подойти, например, к некоторой женщине, и попросить ее обнажить грудь. Так же можно было подойти к мужчине, и попросить его обнажить гениталии. Дети, представленные на изображении, подошли к Дураку именно с этой целью. Мы видим, что здесь Дурак пребывает в состоянии торжествующем, являя собой образ Короля Карнавала. Он - предводитель всего беспорядка и непристойностей, и он как бы машет рукой своим "подданным", которые его чествуют. Далее мы видим уже картину из обыденной жизни общества. Это карта "Дурак" из колоды Карла VI Безумного, короля Франции, жившего в XIV-м веке.

 

Таро - Аркан Дурак

 

Здесь Дурак, точно так же, как на предыдущей карте, представлен в мало прикрывающей одежде, в дурацком колпаке с ослиными ушами. В руках он держит пояс с бубенчиками, коии предназначены были для того, чтобы каждый из приличных людей, кто услышал бы их звон, знали бы о приближении уличного дурака. Отметим, что на предыдущем изображении из колоды д'Эсте Дурак был изображен как бы со знаменем, а материя его колпака, подобно мантии (к тому же, пурпурной), покрывала складками его плечи. Здесь же, в картине из обыденной жизни, Дурак изображен не с какими-либо, даже и карикатурными, регалиями, а с символом того, что общество его не принимает и избегает его, - с поясом, на коием прикреплены бубенцы. Кроме того, дети теперь не играют с ним, а побивают его камнями. Это уже куда как более жестокие "игры". Как мы увидим позже, сравнив карту "Дурак" с картой "Маг", дети представляют собой незрелость ума и, собственно, знаменуют тех людей, коии обладают таковым недостатком.


Отметим, что уличный дурак в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения не имел ничего общего с Королевским Шутом, и скорее являлся его антиподом. Что представлял собой королевский шут? Многие из них были настолько любимы королями за их шутки, что им прощалось то, чего мы не простилось больше никому при дворе. Советники с мрачным и серьезным видом не могли открыть королю какую-либо нелицеприятную правду, но шут, который докладывал обо всем королю в шутливой и забавной форме, мог быть прощен за любую правду, высказанную подобным образом. Бывало и так, что шут исполнял даже роль не только советника, но и посла короля. Среди шутов были весьма умные и преданные королям люди.


Таро - Аркан Дурак


Совершенно очевидно, что уличный дурак был совершенно не таков. Не то, что короли, но даже и простые люди чуждались его. В его образе совмещались и порочность, и крайняя нищета, и сумасшествие. Дурак был не только человеком, который отказывался или не мог следовать нормам общества. Его образ часто был отмечен более серьезным отступничеством: он отказывался от Бога. Вот одно из таковых изображений, иллюстрация к Псалму 13, стих 1:


Таро - Аркан Дурак


Здесь есть несколько примечательных деталей. Во-первых, совершенно типичный образ Дурака - разорванная, непристойная одежда, перья в волосах, палки (причем одна из них выступает в качестве воображаемой лошади), дети. А также и собака, которую мы видим, например, также на Аркане "Дурак" Артура Эдварда Уэйта.


Таким образом, Дурак является безумцем, отказавшимся от Бога. Есть и еще несколько примечательных изображений, описывающих классическое значение образа Дурака. Это изображения, с их описаниями, из «Иконологии» ("Iconologia overo Descrittione Dell’imagini Universali cavate dall’Antichità et da altri luoghi") Чезаре Рипы. Это сочинение, снабженное множеством эмблем, представляет собой справочник для развития красноречия у ораторов, артистов, поэтов и прочих, кому это может быть полезным. Автор использовал для описания аллегорий классические произведения, ничего от себя, по сути, не присовокупляя. Он давал своего рода эмблематические определения каждой из добродетелей, пороков и различных явлений жизни. Мы представим две эмблемы - "Дурак" и "Опасность", которые можно найти родственными изображениям карты "Дурак".


Во-первых, это эмблема Рипы под названием, собственно, "Дурак" ("Folly"):


Таро - Аркан Дурак



Рипа приводит следующее описание эмблемы:


«Дурак: Человек в длинном черном Одеянии; он смеется; едет на деревянной палке с головой коня; в одной руке он держит вертушку. Играет с детьми, которые просят его о том, чтобы вертушку крутило ветром.


Дурак действует наперекор должным приличиям, общим обычаям человеческим. Он находит удовольствие в детских игрушках и в вещах сиюминутных
».


Дурак идет на поводу у незрелости своего ума, символизируемого детьми. Дети хотят играть с ним, и он с радостью идет у них на поводу, находя удовольствие в их сиюминутных забавах. А вот эмблема "Опасность" из "Иконологии" Рипы:


Таро - Аркан Дурак



Рипа приводит следующее описание эмблемы:


«Юноша гуляет на природе; наступает на змею, которая кусает его за ногу; справа от него Обрыв, слева – стремительный водный поток. Он опирается лишь на слабый камыш; его окружает молния, нисходящая с Небес.

Его молодость показывает, в какой Опасности он находится. Его прогулка – пример того, что люди, идущие по областям Процветания, внезапно оказываются застигнуты Бедствием. Камыш показывает хрупкость нашей жизни, которая постоянно пребывает в опасности: а Молния – это знак того, что мы постоянно находится также и в Опасности, исходящей с Небес
».


Здесь мы видим отголоски карты "Дурак" из колоды Райдера-Уэйта-Смит,: змея, кусающая за ногу, немного подобна собаке, гоняющейся за Дураком. Также здесь присутствует обрыв, который может упасть юноша. Кроме того, примечательная молния как опасность, способная сойти свыше: это уже отголосок другой карты колоды Таро - "Башня".


Этот юноша шествует по Области земного Процветания, и, конечно же, не замечает, что его подстерегают опасности на земле, а также и Провидение может оказать на него свое действо, разрушив все, чего удалось ему "достичь" в миру, не помышляя ни о душе своей, ни о Боге. Так же и Дурак является олицетворением стиха из Псалма: "Речет безумен в сердце своем: несть Бог". Интересно отметить всвязи с этим, что, если мы будем разбирать иконологические и классические символические корни изображений Таро, то сможем заметить связь, существующие между различными Старшими Арканами. Например, как в этом случае между картой Дурак и картой Башня. Поскольку одно изображение с классическими символами вполне может заключать в себе символы, перешедшие в две, или даже в три карты. И таким образом эти карты оказываются связанными между собой.


Карта "Фокусник" ("Bagatto") является первым козырем (Триумфом) в колоде Таро. Она символизирует положение в обществе не многим высокое, но все-таки более приличное, нежели положение уличного дурака в общественной иерархии. И мы должны отметить по крайней мере одно изображение из Таро карты "Фокусник", которое можно сопоставить с картами "Дурак" из колоды Д'Эсте и из колоды Карла VI Безумного, которые приводились выше. Это изображение карты "Фокусник" из колоды Д'Эсте:


Таро - Аркан Дурак



Как мы можем видеть, здесь Фокусник предстает в обычном своем виде. Кроме того, его окружают дети. Они просят показать им, вероятно, чашу, но Фокусник, который выше ростом, чем дети, как бы мягко, но бескомпромиссно отказывает им в этом развлечении. Поскольку дети символизируют собой незрелость ума, то Фокусник, таким образом, показывает свою умственную зрелость. Он не идет на поводу у сиюминутных желаний, в отличие от уличного дурака. Он вполне воспитал свой разум для того, чтобы не впадать в детские забавы и перестать получать от них удовольствие. Он уже входит в иерархическую систему общества, не смотря на то, что является в колоде Таро первым Триумфом, обладающим наименьшим из возможных значений. Однако к вопросу о Фокуснике мы вернемся несколько позже.


 


Материал подготовлен лектором © Eric Midnight для Эзотерического Центра «Археометр», 2012 год

Все права защищены.