Символизм карт Таро «Влюбленные»,

«Колесница» и «Справедливость»

 

Данная лекция дискуссионного Эзотерического клуба «Археометр» будет иметь своей целью продолжение рассмотрения символизма Старших Арканов Таро. На сей раз мы обратимся к картам «Влюбленные», «Колесница» и «Справедливость». В ходе обсуждения мы рассмотрим изображения, послужившие прототипами данных карт, обратимся к идейному и символическому их значению. Три данных Старших Аркана заключают в себе весьма важные идеи эпохи Средневековья и Ренессанса, коии имеют отношение к моральному выбору, совершаемому человеком, к роли победы в человеческой жизни, а также и к правосудию, как небесному, так и земному. Все эти темы будут подробным образом рассмотрены на данной встрече дискуссионного клуба «Археометр».


Мы начнем наш разбор Арканов Таро с карты «Влюбленные». Для начала мы предоставим выдержку из книги Хелен Фарли «Культурологическая история Таро». Глава, посвященная карте «Влюбленные», называется несколько иначе: «Любовь». Таким образом, Хелен Фарли говорит о том, что первоначальное значение, заключенное в данной карте в колоде Висконти-Сфорца, связано не с выбором, но непосредственно с земной любовью, или с браком.

Культурологическая история Таро

Любовь


Шестую карту последовательности козырей в старинных итальянских источниках неизменно называли «Любовью» (l’Amore), хотя первоначальное название данной карты определить крайне сложно, поскольку не существовало никаких записей относительно названий карт в период примерно пятидесяти лет после из изобретения. Только в более недавних колодах данный козырь приобрел название «Бракосочетание» или даже «Влюбленные». До нашего времени сохранились примеры изображений данной карты как из колоды Висконти ди Модроне (Visconti di Modrone), так и из колоды Висконти-Сфорца. Изображение на данной карте из колоды Висконти ди Модроне следующее: мужчина и женщина сжимают руки друг друга, они стоят под тканью шатра, украшенной гербами. Сверху изображен Купидон с завязанными глазами. На карте из колоды Висконти-Сфорца изображение практически то же самое, однако на ней нет шатра, а Купидон, не смотря на то, что он так же представлен с завязанными глазами, стоит прямо и в одной руке держит лук, а в другой руке – стрелу.


На данной карте изображена свадьба, однако личности изображенных героев все еще остаются предметом споров, даже и после тщательно проведенного исследования относительно содержания герба, представленного на карте из колоды Висконти ди Модроне. Все исследователи согласны с тем, что змея олицетворяет династию Висконти, но кому принадлежит красный щит с белым изображенным на нем крестом, - остается вопросом дискуссионным. Роберт Стилл приписывает данный герб роду династии Савойских (Savoy), он заключил, что изображенные супруги – это герцог Филиппо Мария Висконти и Мария Савойская.


«Таро Висконти-Сфорца» — как принято считать, самая старая колода карт Таро (вернее, её итальянского предшественника тароччи). Известна по письменным источникам. Была заказана герцогом миланским Филиппо Мария Висконти и его зятем Франческо Сфорца, следующим герцогом.


В наши дни название используется как собирательное для дорогих подарочных «старомиланских» карт тарокки, которые рисовались вручную по поводу знаменательных событий в жизни миланских правителей XV века.

Карта Таро Влюбленные

 

Карта Таро Влюбленные

 

Возможно, некоторую подсказку для определения изображенных личностей нам может дать рисунок собаки у ног невесты. Во время брачной ночи, когда молодожены удалились ко сну, чрезвычайно суеверный Филиппо Висконти, услышав лай собаки, решил, что это недоброе предзнаменование. После сего случая, он решил никогда больше не ночевать под крышей того дома, в коией они проводили брачную ночь, точно так же, как и его новая невеста.


Однако люди, изображенные на карте, представляют собой не единственных интересующих исследователей персонажей. Также их весьма интересует и фигура изображенного Купидона. На картах обоих наиболее ранних колод Купидон представлен с завязанными глазами. Первоначально, на классических изображениях, Купидон редко изображался с завязанными глазами, однако, начиная с тринадцатого столетия, Купидон приобрел эту новую для себя деталь, поскольку он являлся олицетворением Любви, коия представлялась в восприятии людей эпохи средневековья одной из слепых сил, управляющей делами человеческими. Двумя такими слепыми силами были Фортуна (судьба) и Смерть, коии также присутствуют изображенными на картах триумфов Таро. Под влиянием Христианской мысли «слепота» Купидона стала представлять собой профанную сторону любви, она стала предупреждать людей об искушениях плоти. Эрвин Панофский, американский историк и теоретик искусства, живший в XX-м веке, утверждал, что позитивный взгляд на сущность любви характеризуется тем, что ей не приписывается слепота. Однако таковым позитивным взглядом на любовь не обладали такие ученые умы эпохи Ренессанса, как флорентийский Христианский Маг Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола, коии считали, что любовь слепа, поскольку она находится за пределами разума. Как бы то ни было, все же писатели эпохи Ренессанса были прекрасно осведомлены о том, что в классическом (античном) искусстве Купидон ослепленным не изображался.


Очень сложно верным образом истолковать изображение Купидона на картах из двух рассматриваемых нами колод. Вне всяческого сомнения, любовь редко становилась компонентом, входящим в состав договорных браков семьи Висконти. Напротив, брак был для них средством приобретения богатства, власти или же средством явить воинскую преданность. Пары, изображенные на картах данных колод, не выглядят влюбленными, хотя художники, коии брались за их изображения, определенно не испытывали недостатка в способностях изображать любовные пары. Мужчина и женщина, как мы видим, не вглядываются в лица друг друга с тоской. Они не заключают друг друга в страстные объятья. Напротив, они выглядят подобно деловым партнерам, коии пожимают друг другу руки после совершенной деловой сделки. Может ли ослепленность Купидона означать, что любовь не имела абсолютно никакого значения в данном союзе? Купидон не направляет своих стрел на пару, вместо этого он явно занимает весьма пассивное положение. Во время той эпохи воспевался идеал куртуазной любви, однако подобного рода любовь редко обреталась в браке. У женитьбы были куда более прагматические цели, любовь же скорее предназначалась для женщины недоступной, находящейся на отдаленном расстоянии от влюбленного. Это положение вещей прекрасным образом отображено в легендах Артуровского цикла, коии пользовались популярностью по всей Европе, и, в особенности, в Италии. Герцог Филиппо Мария Висконти был влюблен в Агнессу дель Майно, коией он оставался верен до конца своих дней, и с которой у них был ребенок. Однако он никогда не женился на ней, и здесь мы видим, насколько сильны были идеалы куртуазной любви также и в семье Висконти. Прагматический взгляд на женитьбу был отражен в том низком значении козыря под названием «Любовь»: данный козырь был меньше по порядковому значению, чем четыре других карты, представляющих собой силы преходящие и духовные.


***


Теперь же, рассмотрев первоначальное значение данной карты, обратимся к ее иконологии, описанной Робертом О’Нилом:

Роберт О’Нил
Иконология карты «Влюбленные»

 

Карта Таро Влюбленные

До наших дней с 15-16 веков сохранилось шесть экземпляров карты «Влюбленные». (Рис. 1) Согласно одной из общепринятых последовательностей карт эпохи Возрождения, карта «Влюбленные» является седьмой по счету. Образы являются достаточно типичными, на картах изображена пара с купидоном, коий располагается над ними.


Обычно от аллегории любви ожидается, что на ней будет представлен образ Венеры. Однако обычное представление Венеры, например, имеющееся на карте так называемого Тароччи Мантенья, не очень-то похоже на изображение, типичное для карт Таро.

Карта Таро Влюбленные

 

Однако, в связи с данной картой Таро, мы вполне можем вспомнить частое изображение Триумфа Венеры, на коием обычно показано несколько влюбленных пар.


Типичные изображения карты Влюбленные весьма сходны с изображениями придворных пар, олицетворяющих собой куртуазную любовь, каковые представлены, например, на следующем изображении 14-го века:

 

Карта Таро Влюбленные

Религиозная традиция:


Изображения на ранних картах Таро главным образом являются отображением светской жизни, однако, поскольку любовные отношения являются обыденной частью повседневной жизни человека, данное изображение также присутствует и в религиозном контексте, например, на изображениях, коими украшали монастыри. Также часто можно увидеть религиозные изображения свадебных церемоний, на коих присутствовали также священник и свидетели.


Традиция Триумфов:


Любовь является одним из главных символов в поэме Петрарки, поскольку и сами Триумфы начинаются с Триумфа Любви. Одним из главных образов в поэме является Купидон: «Я видел четверку коней, коии были белее, чем снег, и на пламенной колеснице был жестокий молодой человек с луком в руке и со стрелами. Не испытывал он страха, броня его была крепка, и щит был крепок, и были на плечах его два больших крыла, переливающихся тысячами оттенков. Все его тело было обнажено, вокруг него было множество смертных».


Вероятно, Триумф Любви оказал глубокое влияние на поздние изображения карт Таро. В данном случае мы имеем ввиду изображение мужчины, коий стоит между двумя женщинами: «Затем узрел Тезея, пленника, хоть славен был он, но шел меж двух сестер, что погибли: Одна подарила любовь ему, в другую он был влюблен» (Тезей, Ариадна, Федра)


Однако, не смотря на то, что любовь является главным символом поэмы, типичное художественное представление Триумфа Любви более акцентуирует внимание зрителя на Купидоне, а не на паре, упивающейся куртуазной любовью. Обычно Купидон появляется на колеснице на высоком пьедестале, колесница запряжена четырьмя белыми лошадьми.


Более всего изображение карты Таро «Влюбленные» напоминает гравюра 1492/3 года, на коией изображен Купидон с завязанными глазами, прямо над уединившейся парой влюбленных (Рис. 3):

Карта Таро Влюбленные

 

Традиция Пляски Смерти:


Смерть – это сугубо личный опыт в жизни человека. Изображения традиции Пляски Смерти обычно описывают судьбу одного человека, коиего и забирает смерть. Поэтому нет ничего удивительного в том, что изображение пары не присутствует в традиции Пляски Смерти, точно так же, как и изображения Купидона.


Апокалиптическая традиция:


В апокалиптической художественной традиции мы не можем найти никакого подобия с изображением карты Таро «Влюбленные». Возможно, наиболее близкими по тематике являются иллюстрации из «Божественной Комедии» Данте Алигьери, в коией влюбленные пары занимают не самые низкие из кругов ада.


Иконологический анализ:


На ранних изображениях Таро представлена обычная человеческая любовь между двумя людьми. Здесь мы можем применить разве что весьма простую интерпретацию к данной карте: любовь является обыкновенной, нормальной частью человеческого жизненного опыта.


Наиболее вероятным является то, что источником для изображения карты Таро «Влюбленные» послужили религиозные, а также и светские изображения ухаживания влюбленных и брака.


Истолкование:


Когда игроки в карты Таро смотрели на изображения карты «Влюбленные», в первую очередь они наверняка думали непосредственно о собственном жизненном опыте в сфере любовных отношений. Согласно Петрарке, любовь порабощает все состояния, присущие человеческому существу, и любовь является тем универсальным опытом, чья универсальность достигает почти того же самого значения, что и Смерть.


***


Также, для того, чтобы расширить наше понимание данного вопроса, воспользуемся материалами, почерпнутыми с форума исследовательского ресурса www.tarothistory.com.


Вот одно из изображений, мотивы  которого напоминает сюжет карты Таро «Влюбленные». Ангел с короной из листьев и Ангел с короной из цветов, изображенные слева, согласно  предположениям некоторых ученых представляют собой объединение восточной и западной церквей во Флоренции. Тем не менее, Ангел здесь представляет собой единство двух церквей. Это можно скорее назвать аллегорией выбора «Единства». (Если мы говорим об истолковании данной карты Таро в духе оккультной традиции, то есть истолкования ее как аллегории выбора).

Карта Таро Влюбленные

«Выбор Геркулеса»


Картина Аннибале Карраччи (ок. 1596) — одно из самых известных изображений сюжета, получившая распространение благодаря гравированным воспроизведениям.

Карта Таро Влюбленные

 

Здесь мы видим уже прямую отсылку на значение карты «Влюбленные» в оккультном Таро. Геркулес на распутье (итал. Ercole al bivio, Scelta di Ercole) - аллегорический сюжет, изображающий сомнения античного героя Геракла между двумя жизненными судьбами - Добродетелью (греч. αρετε, κακια, лат. virtus), путем трудным, но ведущим к славе, и Пороком (греч. ηδονή, лат. voluptas), путем, на первый взгляд легким и полным привлекательности.


Выражение «Геркулес на распутье» применяется к человеку, затрудняющемуся в выборе между двумя решениями, одно из которых несомненно является правильным, зато второе - приятным.


Следует уточнить, что этот сюжет не является древнегреческим мифом и не входит в список эпизодов жизни Геракла. Хотя встречается помещение его в конкретный период жизни Геракла - раннее служение Эврисфею, оно не находит обоснования в античных источниках и является поздним измышлением.


В эпоху Возрождения Петрарка, которому принадлежит произведение о Триумфах, непосредственно имеющих отношение к Таро, создал художественный образ христианизированного Геракла, размышляющего над выбором жизненного пути, в своем трактате «De vita solitaria». В эпоху Ренессанса выбор Геркулеса становится символом духовной борьбы, «психомахии», благодаря которой античный герой эволюционирует в блуждающего рыцаря, и, наконец, в аллегорию Христа.

Карта Таро Влюбленные

Картина «Геркулес на распутье» Джироламо ди Бенвенуто (1470–1525) чрезвычайно сходна с изображением из колоды Нобле, мотив которого так же более похож на значение карты «Влюбленные» в Оккультном Таро:

Карта Таро Влюбленные

 *
*  *


Еще одна аллегория выбора - это суд Париса: кому присудить яблоко, кто из богинь является наиболее прекрасной:


Изображения, образы, даже обстановка и костюмы, сопровождающие данную мифическую сцену, были преобразованы художниками эпохи Ренессанса. Это изображения их современников.

Карта Таро Влюбленные

 «Суд Париса», Лукас Кранах Старший, ок. 1528, музей Метрополитен, Нью-Йорк


Во многом, Парис здесь действительно похож на Рыцаря, и более всего напоминает «Ивэйна, Рыцаря со Львом» из рыцарского романа Кретьена де Труа. С его неправильного выбора, однако, началась героическая история о его подвигах. Так из-за ошибки он всецело и полностью преобразился. Примечательно именно изображение Купидона, коий участвует в этой сцене. Это действительно слепая сила, на поводу у коией идет человек потока, если мы будем выражать терминами, происходящими непосредственно из Мартинистской Традиции.

 Карта Таро Влюбленные

 

Карта Таро Влюбленные

 

Слева изображена карта «Любовь» из колоды Нобле, у женщины слева на голове лавровый венок, у леди справа – на голове венок из цветов. В 1650-м году парижский создатель карт Жан Нобле (Jean Noblet) выполнил первую Марсельскую колоду Таро, с коией мы хорошо знакомы и поныне. Вероятно, были и более ранние версии Марсельского Таро, однако относительно их существования у нас нет никаких свидетельств. Колода Нобле отличалась от стандартной колоды Марсельского Таро совсем не многим: на карте «Башня» в верхнем углу изображалось Солнце, а вершина башни поражалась огнем, а не молнией. На карте «Звезда» не изображены птицы, на карте «Повешенный» изображены странные перьеобразные предметы, придерживающие повешенного за плечи, а на фигуре, расположенной в центре карты «Мир», изображен плащ с капюшоном, а также пояс из листьев, вместо шарфа, переброшенного через ее плечо. Другая ранняя колода Марсельского Таро, коию изготовил Жан Додал, была напечатана в Лионе в 1714-м году - она является переходной колодой от колоды Нобле к стандартному Марсельскому Таро. Обе колоды очень красиво воссоздал Жан-Клод Флорной (Jean-Claude Flornoy), используя для этой цели традиционный метод ксилографии и раскрашивания по трафарету.

Карта Таро Влюбленные

 
***


Мы завершаем рассмотрение карты Таро «Влюбленные». Как мы видим, данная карта, на разных этапах ее изображения, носила в себе идеи начиная от собственно земной любви и брака (в том числе и по расчету) до сложного выбора, по аналогии с тем, что делал Геракл. Мы надеемся, что представленные нами изображения во время данной лекции окажут необходимое подспорье для исследователей значения Арканов Таро.

 


Материал подготовлен лектором © Eric Midnight для Эзотерического Центра «Археометр», 2012 год

Все права защищены.