Символизм карт Таро «Влюбленные», «Колесница» и «Справедливость» - II

 

Итак, мы переходим к рассмотрению карты Таро «Колесница», - объемлющего в себе множество смыслов. Подобно тому, как огненная Колесница унесла пророка Илию от земли на Небеса («вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо»  (4Цар.2:11) ), так же и этот Аркан способен возноситься в понимании каждого из нас от земного плана бытия до Мира Горнего.


Как увидим мы далее, карта Таро «Колесница» еще в эпоху Ренессанса содержала в себе множество смыслов: это и земная победа над врагами, и триумфальный въезд высокопоставленного сановника в чужой город, и образ из сюжетов Священного Писания, свидетельствующий об исключительно возвышенных концепциях, - вознесении человека в Царствие Божие.


Однако для начала мы по традиции рассмотрим предполагаемое значение этой карты в наиболее ранних колодах Таро, которые были выполнены по заказу семейства Висконти-Сфорца. Обратимся с этой целью к исследовательской работе «Культурологическая история Таро» авторства Хелен Фарли:


Культурологическая история Таро
Неопознанная Колесница

 

Карта «Колесница», обычно называемая «il Carro» (итал. «Колесница»), на первый взгляд, кажется, с большим трудом вписывается в схему Таро как отражение истории жизни семьи Висконти. Данная карта представлена как в колоде Висконти ди Модроне, так и в колоде Висконти-Сфорца. На обоих картах изображена королева, восседающая на колеснице, в которую запряжены две белые лошади. На карте из колоды Висконти-Сфроца лошади изображены крылатыми. В более поздних колодах чаще всего на данной карте изображается солдат или завоеватель. Многие исследователи предполагали, что на данной карте изображена триумфальная процессия, обыкновенно проводящаяся после свершения некоторой победы или же завоевания. Однако, если бы это было действительно так, то в таком случае нам, скорее, следовало бы ожидать, что на карте будет представлено изображение мужчины, в особенности герцога Филиппо Марии Висконти, или Франческо Сфорца, в случае изображения данной карты из более поздних колод. Однако герцог Филиппо Висконти был затворником, что делало его не столь вероятным участником таковой процессии. Если данная карта должна была отображать победу или свершение некоторого завоевания, для этих целей, в таком случае, куда лучше могла бы послужить традиционная аллегория окрыленной Победы, коия едет на колеснице. Поэтому маловероятно, что эта карта обладает именно значением Победы.


Гертруда Мёкли выдвинула гипотезу о том, что Колесница представляет собой карнавальную платформу на колесах. По мнению Гертруды Мёкли, все козыри Таро должны описывать именно сцены карнавала, что, собственно, не противоречит идее Триумфов Петрарки. Но надобно отметить, что на карнавалах были представлены сцены пародийные и фривольные; все роли, коии принимали на себя люди, обладали инверсированным характером, однако ничего подобного - ни единой гротескной, пародийной черты мы не можем заметить в поведении королевы, представленной на карте «Колесница». Напротив, она торжественно восседает, ее вид великолепен, платье роскошно, в левой руке она держит державу.

 Карта Таро Колесница из колоды Висконти-Сфорца

 

Карта Таро Колесница из колоды Висконти-Сфорца

 

Интернет-историк Таро Том Тадфор Литтл выдвинул теорию о том, что королева представляет собой Бьянку Марию Висконти, а граф Эмиллиано ди Парравичино предположил, что это была Беатриче Тенда, первая жена Филиппо Марии, однако ни один из исследователей до сих пор не рисковал выдвигать хоть немного точную гипотезу относительно того, кто же может быть изображен на данной карте.


Возможно даже, что данная карта, в отличие от предыдущего козыря (Любовь), представляет собой Любовь идеализированную и куртуазную. Как уже было сказано ранее, семья Висконти редко в своих стратегически продуманных браках уделяло внимание такому понятию, как любовь. Супружество всегда было мотивировано с точки зрения политической или экономической, а любовь обычно предназначалась для другой женщины, коия была недостижима и расположена весьма далеко от влюбленного. Как мы видим, королева на данных картах сидит «в отдалении» от возлюбленного (вернее, возлюбленный на карте вовсе не изображен), ее безмятежное выражение лица излучает чистоту и спокойствие. Белые лошади могут указывать нам на чистоту королевы. Крылатые лошади, особенно такие, как изображены на карте колоды Висконти-Сфорца, традиционно символизировали некоторое божественное предназначение, или же, духовность как таковую. Данная теория, о том, что на карте мог быть изображен аллегорический идеал любви, может быть полностью сведена на нет хотя бы и тем фактом, что на голове королевы присутствует корона, коия показывает ее общественный статус, что дает нам право отождествить ее с аллегорией власти, управления. Брак Филиппо Марии не был связан с любовными отношениями, не говоря уже о том, чтобы в нем присутствовал хотя бы и намек на идеал любви. То же самое можно сказать и о браке Бьянки Марии Висконти с Франческо Сфорца. Все же, если на этой карте был бы представлен идеал любви, то логично было бы изобразить на нем Купидона, но теперь без повязки на глазах, или же влюбленного, находящегося на некотором отдалении от колесницы. Таковая теория, конечно же, тоже существует, но мы не видим достаточных для нее оснований. Поэтому представляется необходимым выдвинуть иную теорию. Мы можем предположить, что королева, едущая в колеснице, запряженной конями (в особенности крылатыми) является аллегорией Церкви. Крылья у лошадей особенно способны показать нам, что это изображение Церкви аллегорическое, а не историческое. Колесница, или повозка, часто использовалась в качестве символа Церкви, которая является средством вознесения верующих на Небеса. Данте использовал данное аллегорическое приспособление в своей «Божественной Комедии». Жанна К. Купер, религиовед XX-го века, писала о том, что колеса у подобной колесницы олицетворяют собой волю и устремление, в то время как другие авторы предполагали, что колеса олицетворяют собой Новый и Ветхий Завет. Кроме того, Церковь часто аллегорически изображали в виде женщины, подобно тому, как поступил в этом отношении Уильям Лэнгленд в своем сочинении «Пирс Плоумэн». Этот автор, живший в 14-м столетии, использовал аллегорический образ Леди Святой Церкви. Нет ничего удивительного в том, что теперь мы можем исключительно догадываться о первоначальных значениях тех или иных карт, даже до такой степени, что карта, коию мы теперь называем «Колесницей», могла называться, к примеру «Церковь», поскольку первые пятьдесят лет после изобретения Таро изображения карт не подписывались. Однако, если эта карта действительно представляет собой Церковь, то это значение, в особенности, доказывается ее положением в общей последовательности козырей в колоде. Не смотря на то, что влиятельная семья Висконти была негативно настроена по отношению к Папству, все-таки герцог Филиппо Мария был весьма религиозным и набожным человеком, часто его видели во время чтения молитв. Он давал большие пожертвования в пользу церквей. Таким образом, Церковь в последовательности козырей является картой более высокой, чем карта «Папа».


***


Итак, Хелен Фарли предлагает толковать карту Таро «Колесница» как аллегорию Церкви. Это весьма обоснованный вариант, тем более в контексте колод Висконти-Сфорца. Однако это далеко не единственный из существовавших в эпоху Ренессанса тип колод. Поэтому, чтобы приобрести более расширенное понимание о возможных истолкованиях этого Аркана, обратимся теперь к иконологическому анализу Роберта О’Нила:


Иконология карты Колесница

Карты Таро Колесница

 

На рисунке 1 представлены семь различных сохранившихся до наших времен изображений карт Таро «Колесница» (15-16 века). Это карта Таро является восьмым Триумфом, согласно одному из распространенных порядков, которые приписываются козырям колод Таро эпохи Ренессанса. На ранних изображениях карт Таро «Колесница» представлена в виде, собственно, колесницы с двумя колесами, которую тянут за собой белые лошади. Как мы видим, на данных изображениях карт Таро представлены короли, герцоги. На четырех картах мы можем увидеть изображение целой Процессии. На одной из карт, вероятно, представлена Императрица, причем данное изображение весьма соответствует изображению Триумфа Целомудрия Петрарки (что соответствует, в некотором роде, значению данной карты как аллегории Церкви). На третьей карте, вероятно, представлен Триумф Марса или Меркурия. На четвертой карте представлен Купидон, а в центре восседает пара на колеснице. Вероятно, на этой последней карте представлен Триумф Любви Петрарки.


Изображение колесницы в качестве военного средства передвижения является весьма распространенным еще со времен античности. Колесницы мы видим представленными в качестве изображений на римских медальонах, они также были представлены в качестве изображений в языческих катакомбах. Также определенные примеры этого художественного мотива мы можем видеть и среди изображений Древнего Египта:

 

Прототип карты Таро Колесница

 

Вот пример из Рима:

 

Прототип карты Таро Колесница

 

Вот несколько примеров астрологического изображения Марса, едущего на колеснице:

 

Прототип карты Таро Колесница

 

 Прототип карты Таро Колесница

 

Прототип карты Таро Колесница

 

Религиозная традиция:


В религиозной традиции нам известно видение Колесницы Иезекииля. Илия также был взят на небеса в огненной Колеснице. Святые, такие как Франциск Ассизский, также изображались взятыми на небеса в Колеснице:

 

Прототип карты Таро Колесница

 

Традиция Триумфов:


Игрока в карты, жившего в 15-м веке, карта Колесница определенно наводила на мысли о триумфальной процессии. В древние времена таковые процессии собирались для того, чтобы отпраздновать великие победы. В поздний период Средневековья триумфальные процессии также имели место быть тогда, когда некоторые иностранные сановники въезжали в город.


На одном из ранних изображений (Рис. 1), вероятно, изображен Триумф Любви.


На других ранних изображениях Таро (Рис. 1, верхнее левое изображение), вероятно, представлен Триумф Целомудрия Петрарки: «В тот день на ней было надето платье белое, в руке она держала щит, от коиего погибла Медуза». Возможно, на данном раннем изображении карты Таро представлена жена некоторого герцога, который и заказал выполненную вручную колоду. Однако на Триумфе Целомудрия обычно изображается колесница, которую тянут за собой единороги. (Рис. 3, 1488 г.)



Прототип карты Таро Колесница

 

Традиция Пляски Смерти


В традиции Пляски Смерти не содержится таких изображений, которые могут напоминать козырь колоды Таро «Колесница».


Апокалиптическая традиция


Пророки Даниил и Иезекииль описывали видения Трона Божьего, коий представлен был в виде Колесницы. Данные видения были частью иудео-христианской традиции Апокалипсиса. Однако Колесница очень редко встречается в художественной традиции, связанной с «Откровением» Иоанна Богослова.


Иконологический анализ


Не смотря на то, что колесница была связана с религиозной и апокрифической традицией, ранние изображения карт Таро не кажутся столь уже привязанными к данным художественным традициям. Ранние изображения карт Таро представляются наиболее подходящими в ключе художественной традиции Триумфов.  Две из ранних карт, вероятно, представляют собой Триумфы Любви и Целомудрия из традиции Петрарки. Три другие, вероятно, представляют собой процессию правителя или победителя.


Одна из ранних карт, вероятно, является астрологическим изображением. Вероятно, это изображение божества войны – Марса. Однако это достаточно сложно – определить, к какому именно из олицетворения планет относится это изображение, поскольку многие божества представали в таком образе (Seznec 1953, p. 169). Можно найти подобные изображения Меркурия и Марса (Seznec 1953, pages 75, 129, and 190ff). Есть также изображение Триумфа Аполлона с девятью музами.


Истолкование


Наиболее вероятной ассоциацией для карты Колесница (№8) является статусность или победа. Игрок в карты никогда не видел или не слышал о триумфальных процессиях, кроме как в контексте некоторых местных побед или триумфального входа посещающих сановников. Однако карта «Колесо Фортуны» (№ 10) наверняка прекрасно напоминала игроку о глупости такового высокомерия и хвастовства.


Игроку также была известна поэма Петрарки, и он также мог улавливать связь с Триумфом Целомудрия (№ 8), который следует сразу за картой «Влюбленные» (№ 7). Все это могло сподвигать игрока на восчувствование нравственного и духовного путешествия, описанного в поэме Петрарки.


Игрок в карты также мог видеть триумфальные изображения планетарных богов. Такие изображения часто встречались в искусстве, предназначенном для широкой аудитории. До некоторой степени в астрологию в то время верили повсеместно, и, хотя занятия дивинацией осуждались Церковью, игрок в карты все равно мог иметь опыт консультации с астрологом, перед свадьбой или перед заключением важной сделки.


Более духовно-ориентированный игрок в карты наверняка мог видеть в изображении Колесницы отсылку к видению Даниила и Иезекииля. Даже люди, не владевшие грамотой, слышали о сюжетах о пророках из Ветхого Завета на проповедях.  Также игрок в карты мог слышать истории о восшествии на небеса в колеснице Св. Франциска. Поэтому изображение на карте Колесница могло возносить ум игрока до мыслей о духовной жизни.


***



Теперь перечислим основные варианты толкования карты Таро «Колесница» согласно традиционному, первоначальному Таро, развивавшемуся в эпоху Ренессанса.


Во-первых, изображение на этой карте может представлять собой аллегорию Церкви. Также это может быть аллегория Целомудрия, выражение победы над врагами, посещение уполномоченным сановником подвластным ему территорий, триумф некоторых конкретных планетарных сил (это частный случай, который может иметь место быть в некоторых из колод). А «Колесница» может олицетворять собой непосредственно триумф духовной жизни, восторжествование мыслей о вечном, непреходящем, над помышлениями о тленном и обреченном на гибель. В таком случае, однако, сама по себе «Колесница» имеет заложенный в нее бинер: мирская победа и духовная победа. Духовная победа торжествует над любыми мирскими делами, как бы хороши они ни выглядели для человека, с его субъективной точки зрения.


Карта «Колесница», как видим мы, действительно обладает значением весьма разносторонним, и, возможно, заключая в себе бинер «мирская победа – духовная победа», она так же должна содержать в себе и третий элемент, который должен этот бинер разрешить. Очевидно, что для человека, медитирующего на Арканы Таро, достижение понимания этого Третьего элемента является основной целью при совершении им размышлений.

 

 


Материал подготовлен лектором © Eric Midnight для Эзотерического Центра «Археометр», 2012 год

Все права защищены.