Символизм карты Таро «Папесса»

 

Мы продолжаем цикл лекций о картах Таро, в котором разбираем первоначальное символическое из значение, а также историческое происхождение их изображений.


На этот раз мы разберем карту Таро «Папесса», о происхождении которой по сей день существует немало споров среди ученых культурологов и собственно тарологов. Мы разберем различные взгляды на этот вопрос, а затем постараемся, через их синтез, произвести наиболее вероятную версию исторического происхождения и значения карты Таро «Папесса».


Рассмотрим, во-первых, иконологию данной карты, воспользовавшись для этого исследовательским материалом Роберта О’Нила.



Иконология Таро: ранние изображения карты Папесса

Автор: Роберт О’Нил


Вот изображения пяти сохранившихся до наших времен карт Папесса (карты Триумфов под номером 4). На всех изображениях мы видим сидящую женщину, на голове которой покоится тройная папская тиара. У двоих Папесс мы видим жезлы с навершием в виде креста, двое держат в руке епископский скипетр, у последней Папессы в руке ключ, который представляет собой Ключ Петра – символ Папства. У троих на коленях лежит закрытая книга, одна читает из раскрытой книги, расположенной на пюпитре. На двух из изображений также присутствуют помощники с тонзурами, которых мы также можем видеть на некоторых изображениях карты «Папа».


Карта Таро Папесса

 

Есть несколько предположений относительно того, какой образ стал источником изображения данной карты. Папесса может представлять собой Исиду, которая, как бы это ни было удивительно, являлась весьма значимой частью мысли эпохи Средневековья. Питер Коместор написал весьма влиятельную работу по истории Людей Божьих в 1160 году, в которой об Исиде говорится как о изобретательнице букв и письма. Книга пользовалась большой популярностью и продолжала публиковаться вплоть до XVI-го столетия. Исиде также посвящена целая глава в «Истории» Якобо де Бергамо (1483). Нам также не стоит забывать о весьма влиятельной работе Плутарха под названием «Исида и Осирис». Изображение Исиды появляется в Апартаментах Борджиа в Ватикане.

Карта Таро Папесса

 

Она восседает на троне посреди двух колонн, между колоннами натянута завеса, а на коленях ее покоится книга. На данном изображении мы видим практически абсолютное подобие ранних образов карты Таро «Папесса», за тем исключением, что у этой Исиды нет тройной папской тиары. Существует также изображение эпохи Ренессанса Исиды, держащей державу, с рогообразной короной. (см. Shumaker 1972 стр. 247).


Возможно также, что Папесса представляет собой Венеру или Жрицу Венеры.


Подобие, которое существует между ранними изображениями карты Таро Папесса и Исидой или Венерой может быть и случайным. Они представляют собой просто женщин, которые некоторым образом связаны с религией и восседают на троне, а потому вряд ли их можно считать источниками изображений карт Таро. Однако, даже если мы и отрицаем данных претендентов, они все равно указывают нам на то, что изображения богини или Верховной Жрицы были неотъемлемой частью воображения людей эпохи Ренессанса.



Религиозная традиция


Если считать женщину на ранних изображениях карты Таро «Папесса» собственно человеком, а не некоторым символом, в таком случае у нас есть три возможных прототипа данного изображения: Папесса Иоанна, Манфреда или Мария.


Папесса Иоанна была англичанкой, которая предположительно вступила в Монашеский Орден, выдав себя за мужчину. Она становилась все более и более известной, и была избрана Папой Римским, а ее тайна раскрылась только тогда, когда она родила ребенка во время одной из процессий. Эта легенда пользовалась достаточной популярностью во время изобретения Таро, и оставалась известной в течение последующих веков. Например, имя Папессы Иоанны появляется в историческом перечислении Пап Римских в XV-м веке во время Сиенского Собора. Однако Папессу Иоанну обычно изображают во время рождения ребенка или же с ребенком на руках.


Изображения Папессы Иоанны главным образом относятся к периоду, последовавшему за Реформацией, эти изображения были предназначены для того, чтобы высмеивать Папство. В отличие от ранних карт Таро, Папесса Иоанна на данных изображениях всегда показана с ребенком. Кроме того, в ранних картах Таро нет и намека на грубость или насмешки, которых хватало в отношении изображений Папессы Иоанны.


Существуют также и предположения о том, что Папесса – это изображение Манфреды. (Мёкли (1966)).


Также существуют предположения о том, что на ранних изображениях карты Таро Папессой представлена Дева Мария.

 

Карта Таро Папесса

 

На Рис. 3 мы видим изображение Марии с книгой на коленях, правая ее рука поднята вверх. Одежда, а также и покров на голове напоминают нам ранние изображения Таро. Однако на ней надета корона, которая не выглядит как тройная тиара.


Также есть предположение и о том, что образ на карте Таро Папесса не представляет собой некоторую конкретную личность, но является аллегорическим символом, подобно тем женщинам, что изображены на других картах, как на картах с Добродетелями. В таком случае Папесса представляет собой Мать-Церковь.


Каплан (1986 с.160) показывает репродукцию картины, выполненной Вазари, на которой представлено празднование победы Испании, Венеции и Церкви над турками. Здесь Церковь представлена в виде женщины-Папессы.


В большинстве случаев Матерь-Церковь изображается в королевской короне. И, не смотря на то, что чаще всего она изображается держащей крест, как на ранних изображениях Таро, также зачастую в руке у нее находится чаша (e.g., Bynum 1995, plate 1).



Традиция Триумфов


 В стихотворениях Петрарки не упоминалась Папесса, не связан этот образ также и с художественной традицией Триумфов. Единственно, где можно найти Папессу, так это в Триумфе Целомудрия, где процессия проходит в месте, где жили сивиллы. Как мы увидим далее, Сивилла является еще одним возможным прототипом данной карты.


Традиция Пляски Смерти


Поскольку Папесса не являлась некоторым состоянием, присущим для человека, и, вероятно, в Таро она не представляет собой некоторую реальную персону, то этот образ не появляется в Пляске Смерти.


Продолжение лекции про карту Таро «Папесса»

 


Материал подготовлен лектором © Eric Midnight для Эзотерического Центра «Археометр», 2012 год

Все права защищены.