Божественная Магия

Пико делла Мирандолы



Пико делла МирандолаСегодняшняя лекций Клуба «Око Уаджет» посвящена Небесной Магии Пико делла Мирандолы, мыслителя эпохи Ренессанса. В ходе данной лекции мы обратимся к таким важным понятиям, как естественная магия, Магия Божественная, Практическая Каббала, Маасе Меркава. Мы рассмотрим важнейшие сочинения Пико делла Мирандолы: «900 тезисов», «Речь о достоинстве человека», «Apologia», «Heptaplus».


Основным же тезисом нашей лекции будет необходимость изучения сочинений мыслителей эпохи Ренессанса, в том числе и Пико делла Мирандолы, которого считают первым деятелем эпохи Ренессанса, который раскрыл Христианской Европе Божественную Магию, противопоставив ее «магии современной», как он сам называл ее, которая имеет дело не с Высшими Силами, а с инфернальными, демоническими. В этом он продолжил дело своего учителя Марсилио Фичино, сочинения которого были обращены к естественной магии. Что касается сочинений Пико делла Мирандолы, то они имеют отношение как к Anima Mundi, так и к Spiritus Mundi, то есть к Душе и Духу Мира.


Пико делла Мирандола родился 24 февраля 1463 года и умер 17 ноября 1494 года. Он происходил из семьи Пико — синьоров Мирандолы и Конкордии, связанной родственными узами со многими владетельными домами Италии. В 14 лет поступил в Болонский университет, где прослушал курс канонического права. В 1479 впервые побывал во Флоренции, где сблизился с некоторыми членами кружка Марсилио Фичино. Однако первоначальное формирование философских интересов Пико шло помимо Платоновской академии.


В 1480-82 слушал лекции в Падуанском университете, где глубоко усвоил средневековую философскую и теологическую традицию. Особенно значительный интерес у него вызвали воззрения падуанских аверроистов — авторитетных толкователей Аверроэса (Ибн-Рушда) — Николетто Верниа и Элиа дель Медиго, познакомивших его с сочинениями арабских и еврейских мыслителей. Помимо освоения права, древней словесности, философии и богословия, изучал новые и древние языки (латинский, греческий, еврейский, арабский, халдейский).


Поездка в Париж в 1485 позволила Пико приобщиться к дискуссиям поздней схоластики, особенно парижского и оксфордского номинализма. Не ограничиваясь этими традиционными познаниями, Пико углубился в изучение восточной философии, творений арабских и еврейских философов и астрономов, проявил интерес к мистическим учениям и Каббале, стремясь охватить все самое важное и сокровенное из того, что накоплено духовным опытом разных времен и народов.


Наиболее знаменитой работой в области философии эпохи Ренессанса является «Речь», написанная Джованни Пико делла Мирандолой в 1486 году. Уже по прошествии более, чем пятидесяти лет после того, как Пико написал это сочинение, оно было названо «Речь о Достоинстве Человека», и уже под этим названием она обрела славу великой прокламации современному эпохе Ренессанса идеала человеческого достоинства и свободы. <...>


Основной идеей «Речи» является следующее: все вещи во Вселенной ценны, однако только человек обладает достоинством, поскольку обладает свободой. Без свободы же невозможно никакое достоинство. <...>


Пико написал свою «Речь», когда ему было двадцать лет, и он был в самом расцвете своих сил. «Речь» эта поразила своей силой всех его современников, мыслителей эпохи Ренессанса, живших во Флоренции. Изначально она была написана в качестве вступления к «900 тезисам» Пико, которые он собирался защищать на публичных дебатах, однако эти дебаты были запрещены Церковью, Пико впал в немилость, и «Речь» так никогда и не была опубликована в течение его жизни, не смотря на то, что «900 тезисов», все-таки, были опубликованы под названием «Conclusiones DCCC» в 1486 году.


Не смотря на то, что источником для «900 тезисов» Пико называл «древнюю теологию Меркурия Трисмегиста», все же в своей «Речи», предназначенной изначально предварять «900 тезисов», он не называет ни единой персоналии, относящейся к Герметизму, и не высказывает ни единой Герметической идеи. Пусть в самом начале он и упоминает Асклепия («Я прочитал, уважаемые отцы, в писании арабов, что когда спросили Абдаллу Сарацина, что кажется ему самым удивительным в мире, то он ответил, что ничего нет более замечательного, чем человек. Этой мысли соответствуют и слова Меркурия: «О Асклепий, великое чудо есть человек!»), далее он советует людям, читающим его «Речь», становиться Ангелами, оставив свою человеческую природу, и таким образом устремиться к единению с Божественным.


Пико пишет о том, что мудрецы Востока и Древнего Египта считают человека величайшим чудом, таким образом указывая на центральное и посредническое место человечества в Космическом Порядке. <...> Изначально Бог поставил человека в центре Вселенной, не для того, чтобы закрепить его во Вселенской Иерархии, а для того, чтобы позволить ему сделать выбор: захочет он подняться или упасть.


Человек, таким образом, имеет возможность также свободно выбирать, кому ему уподобляться, с чем во Вселенной входить в резонанс. Он может уподобляться животным, притом различным, может уподобляться и языческим богам (о чем Пико делла Мирандола не пишет, но тем не менее), а может уподобляться Ангелам. Здесь мы можем провести параллель с восхождением по Лестнице Ангельской Иерархии, в результате чего человек становится даже выше, чем Ангелы, поскольку таково было его происхождение: он действительно был поставлен не только в центре всего Творения, но и в принципе над всем Творением. Тем не менее, идеи Пико делла Мирандолы в общем соответствуют идеям Католицизма. Согласно же Католическому Христианству, человек, снискавший Духовное Спасение, будет созерцать чудеса, творимые Троицей. Что же касается Ангельской Иерархии Пико делла Минардолы, которой мы еще коснемся, то Ангелы, относящиеся к Высшим Чинам, занимаются именно созерцанием.


Перейдем же к иным сочинениям Пико делла Мирандолы, чтобы продемонстрировать его отношение к магии и Каббалистической Науке. Следует отметить, как мы уже говорили вначале, что Магия Пико делла Мирандолы отличалась от «магии современной». В первую очередь, мы называем магию Пико делла Мирандолы Небесной Магией, поскольку она имеет дело с Spiritus Mundi, Духом Мира, и, в общем, являет собой Практическую Каббалу, которая, как, например, в учении о Колеснице, Маасе Меркава, приобретает весьма магический характер, когда речь идет о применении Имен Божьих, Ангельских, а также и заклинаний, для прохождения в различные Палаты Маасе Меркавы.


Скажем, что в смысле изучения Магического Искусства, Оккультной Науки, Практической Каббалы, сочинения Пико весьма полезны. Поскольку они дают возможность познать само строения мира, что объясняется у него через посредство толкования Библии при помощи методов той же Каббалы и Числового Мистицизма. Пико стремится, в первую очередь, познать сам Дух Священного Писания, а не букву его, и в этом его идеи также отражаются в Манифестах Розенкрейцеров XVII века. Что еще раз доказывает нам существование единой Истинной Традиции.


Студент Оккультизма истинно может называться таковым тогда, когда его интересует строение Вселенной, устройство всех вещей во Вселенной, а также и то, каким образом, в Эзотерическом смысле, они были сотворены.


Итак, в первую очередь рассмотрим, каким образом естественная и Небесная Магия отражаются в сочинениях Пико делла Мирандолы.


Астрологическая картаВ то время, как связь Пико с движением механистов (механист - сторонник механицизма, принципа, согласно которому развитие природы и общества объясняется законами механической формы движения материи) была практически несущественной, его связь с магической традицией куда более очевидна. В своих работах Пико демонстрирует свое глубинное согласие с главной идеей магической традицией: все истинные тайны Вселенной сокрыты под покровом, который должен исследовать маг, пребывающий в гармонии с Богом и Природой. Пико делает несколько отсылок к «глубочайшим таинствам» и «чудесам, сокрытым в потаенных местах мира, в лоне природы». Главной идеей сочинения Пико «Heptaplus» является то, что все тайны природы сокрыты не где-нибудь, а в первых нескольких стихах Книги Бытия. В данной работе Пико говорит, что первые слова Книги Бытия - «В начале» - содержат в себе весьма сокрытое упоминание о рождении Иисуса Христа. Цель раскрытия этих внутренних тайн заключается в том, чтобы «более пламенно вдохновиться на поклонение и любовь к Творцу», что весьма согласно с обычными для магической традиции воззрениями. Вдобавок к сему, Пико рассуждает о нескольких вопросах, которые совершенно типичны для магической традиции. В частности, он использует Мистическую математику. Пико посвящает большую часть из «900 тезисов» рассуждениям о числах Пифагора. <...> Пико пишет о том, что «данный метод способствует к познанию и пониманию всего, что только можно познать». Посредством Науки о Числах он также предлагает рассмотреть такие важные вопросы, как существование Бога, Конец Света, а также и многое другое. Кроме того, использование Пико делла Мирандолой в его сочинениях слова «Гематрия» очевидным образом доказывает его серьезный интерес к применению Мистического Искусства для познания Вселенной. В действительности, если верить ранним работам Пико, Мистический подход, а также применение Гематрии в области философии, теологии, а также науки Пико полагал наиболее значимыми для него элементами в процессе познания. Цитаты из сочинений Пико, подтверждающие его интерес к естественной магии, часто приводятся в качестве доказательства его связи с магической традицией. Не смотря на то, что знания Пико о естественной магии вряд ли можно назвать практическими (как то часто пытаются изобразить в его случае). Естественная Магия пользовалась большой популярностью во времена Пико в Италии, что подтверждается тем великим интересом, который вызывали по отношению к себе сочинения Гермеса Трисмегиста, а также и опубликованные сочинения Марсилио Фичино относительно Магии. Фактически Пико был первым сторонником термина «естественная магия». Он посвятил этому вопросу целый раздел в своих «900 тезисах», причем сделал это за два года до публикации Фичино сочинения, посвященного данному вопросу.


Тот факт, что Пико упоминает сам термин «магия», вообще является свидетельством того, что он имеет отношение к магической традиции, поскольку сторонники органической традиции избегали данного термина по религиозным причинам. И тем ни менее, занимался ли Пико практикой естественной магии, остается вопросом дискуссионным. Тем не менее, существует такое мнение, что Пико отправил некоему своему другу магическое противоядие, составленное из нескольких ядов. Однако большинство отсылок к естественной магии как в «900 тезисах», так и в «Речи» носят характер философский и религиозный. Идеи Пико относительно естественной магии вновь раскрывают его интерес как к материальному, так и к умозрительному мирам. Например, он пишет: «буквы и числа являются более могущественными средствами в магической работе, нежели некоторые материальные величины». Однако Йейтс утверждает, что весьма вероятно наличие практики естественной магии у Пико. Содержание работ Пико предполагает, что использовать естественную магию возможно для истолкования и анализа философских и религиозных текстов, что предоставляет магу оккультное знание, которое подразумевает под собой некоторое откровение или пророчество, а не некоторое озарение относительно естественного мира. Итак, мы видим, что не смотря на его в общем игнорирование практики естественной магии, все же Пико являлся носителем магической традиции. В дополнение к уже приведенным выше доказательствам читателю данного исследования достаточно будет обратиться к «900 тезисам» и к «Речи» Пико для того, чтобы убедиться в том, что великие люди, принадлежавшие к магической традиции, - такие как Платон, Гермес Трисмегист, Пифагор и неоплатонисты, - оказали огромное влияние на воззрения Пико.


И тем не менее, если Пико описывал свои идеи, пользуясь средствами естественной магии, в таком случае как же мы можем объяснить то, что в своих сочинениях он опирался на сочинения многих философов-схоластиков, включая Аристотеля, которого Пико цитирует с большим рвением наряду с Мистиками-неоплатониками? Действительно, если мы предполагаем, что Пико полностью придерживался магической традиции, в таком случае нам следовало бы ожидать, что его сочинения продемонстрируют нам превосходство Платонической философии над школой Аристотеля, а не будут являть собой попытку примирения двух этих школ. Если бы его сочинения действительно относились бы исключительно к магической традиции, в таком случае Пико не старался бы, настолько скрупулезно, в них привести к примирению и самих философов-схоластов. В общем-то, мы можем сделать вывод, что целью Пико делла Мирандолы было действительно примирение двух направлений: органистической философии и магической традиции.


Вообще же, в своем сочинении «Apologia», призванном защитить и доказать значимость Каббалистической Науки для Христианской Европы, Пико пишет, что ни одна другая наука, кроме науки магической и каббалистической, не может лучше заверить в Божественности Христа. Итак, действительно, естественная магия, как и Магия Небесная, а также Каббала, призваны вдохновить человека еще более на поклонение Богу, поскольку являет ему Тайны Мироздания.


Обратимся же теперь к трактату Пико «Heptaplus», в котором как раз и объясняется, подробнейшим образом, строение Вселенной и, собственно, ее Сотворение Богом.


Полное его название звучит следующим образом: «Heptaplus: Касательно семичастного повествования о Шести Днях Творения, посвящается Лоренцо де Медичи».


Что представляет собой трактат Пико делла Миранадолы «Heptaplus»: произведение, по сути своей резко противоположное идее сравнения человека с Ангелом, которая была присуща «Речи о достоинстве человека» Мирандолы, или же в данном трактате проводятся те же самые идеи относительно ангелологии? Исследователи отмечают, что в «Heptaplus» мало говорится о магии, более подробно рассуждается об использовании Каббалы, которая к магии не привязывается, а также присутствует акцент на ограниченность возможностей человека. Противоречат ли все эти элементы идее о становлении Ангелом, которая изложена в «Речи» Мирандолы? Если мы не воспринимаем «Речь о достоинстве человека» и «900 тезисов» Мирандолы в качестве произведений, посвященных Ангельской Магии, в таком случае нам гораздо проще будет определить, что в «Heptaplus» естественным образом развиваются идеи ранней Ангелологии Пико делла Мирандолы. В данном сочинении Пико делла Мирандола прибегает к Каббале как к Эзотерической герменевтике, которую можно применять для изучения теологии, космологии, а также ангельской метафизике, которые заложены в Торе. Если мы изучим отношение Мирандолы к Ангелам, выраженное им в трактате «Commento», в таком случае мы сможем увидеть логическое продолжение данной же концепции, перетекающее из «900 тезисом» в «Heptaplus». Пико все также обращается к концепции Ангельского Ума, опираясь на воззрения Плотина, который, в свою очередь, опирался на работы Дионисия. Кроме того, Пико делла Мирандола опирается также и на работы Прокла, чтобы описать иерархическое строение Космоса.


Heptaplus и Речь о достоинстве человека Пико делла МирандолыПико пишет о том, что не станет рассматривать иудейскую Ангелологию, но обратится к системе Дионисия, чтобы применить ее к Библейскому тексту. Ангелологию он связывает с Числовым Мистицизмом, обращаясь к теологии Числа Прокла и Ямвлиха, а также к аргументации псевдо-Дионисия и Фомы Аквинского, чтобы разрабатываемая им система носила Христианский характер. Пико делла Мирандола не применяет теорию Чисел для понимания сущности отдельных богов, что явно не подходило бы для его Христианской системы, но теперь использует ее для понимания Умов Ангелов, которые, в конечном счете, носят бесконечно не совершенный онтологический статус. Ангельский Ум был первой вещью, сотворенной Богом, однако все Ангельские Умы несовершенны по сравнению с Богом, подобно тому, как остальные числа являются несовершенными по отношению к Единице.


Пико предварил свою работу двумя вступлениями. Большая часть первого вступления состоит из апологии прочтения Эзотерического смысла Библии на основании языческих и Христианских источников. Таким образом, он проводит различие между буквальным прочтением Библии и пониманием ее Духа. Пико сравнивает две эти части Библии со «скорлупой» и «ядром». Главным образом в этом вступлении он утверждает, что «все тайны природы» содержатся в повествовании о Шести Днях Творения. Во втором вступлении описывается его теория аллегорий. Она применяется к строению Космоса, согласно которой сотворенная Вселенная состоит из трех Миров: Подлунного, Небесного и Ангелического, или Умного Мира. Каждая из семи частей этого вступления (не считая последней, в которой Пико описывает благоденствие человека) передает различные аспекты каждого из Миров: либо отдельно друг от друга, либо же в их сочетании. Каждая из семи частей также делится на семь частей. В них приводятся стихи из первой главы Книги Бытия, с первого по двадцать седьмой. Они приводятся на латыни из Вульгаты. Отметим, что Пико разбирает в своем сочинении только Шесть Дней Творения, не касаясь Седьмого.


Итак, мы закончили описание двух вступлений, и переходим к основной части «Heptaplus». В начале каждой из глав Пико приводит некоторый набор сведений. Например, то, что он почерпнул у Аристотеля касательно физики, или же сведения об ангельской метафизике Псевдо-Дионисия Ареопагита. Далее он разбирает все эти сведения, пользуясь стихами из Книги бытия, понимая при этом стихи в аллегорическом клююче. Приведем краткое содержание основной части:

 


1 Часть: De mundo elementari


Темой первой части является естественная философия, а такжке мир порождения и разложения. Эта часть не начинается с приведения стихов Библии, но с краткого изложения «естественной философии, в которой обсуждается природа вещей преходящих». Иными словами, в этой части рассказывается об основополагающих идеях аритостелевской физики. То есть, говорится о процессе, посредством которого каждая вещь приходит к своему бытию. существует два принципа естественных вещей: несформированная материя и лишения. Различные причины воздействуют на несформированную материю: действенная причина, конечная причина и формальная причина. <...>


2 Часть: De mundo caelesti


Темой второй части является природа и функции десяти Небесных Сфер. Пико начинает с Эмпирей:


«Почему медлю я с тем, чтобы передать слово Пророку, дабы рассказал он нам о Небесных Тайнах сих? Прежде, чем мы выслушаем его, для того, чтобы лучше уразуметь его слова, я приведу несколько предварительных замечаний по поводу Десяти Небес, что будет весьма полезно».


Эти предварительные замечания принадлежат авторству множества мыслителей, которые подтверждают существование Десяти Сфер, включая Страбона, Беда Достопочтенного, множество еврейских мыслителей, а также некоторых других философов и «matematici» (то есть, астрономов). Эмпиреи есть источник всего Света. Пико весьма скоро оставляет вопрос о том, являются ли Эмпиреи материальными или бестелесными, подразумевая, что их бестелесность очевидна. От Эмпиреев Свет проходит к низшим Сферам. В контексте Книги Бытия Эмпиреи представляют собой «небеса», а все остальные восемь Сфер (начиная от Сферы Неподвижных звезд и заканчивая Луной) представлены под названием «земли». (Земля в данном описании не представлена, поскольку в своем сочинении Пико не обращается к Подлунной Сфере). Пико приводит сравнение Луны со Стихией Земли, говоря о том, что ее положение в Небесной Иерархии аналогично положению, занимаемому Землей в Иерархии Четырех Стихий. Приведя эту аналогию между Луной и Землей, Пико продолжает проводить аналогии между Небесными Сферами и Четырьмя Элементами. Меркурий соответствует Воде, поскольку так говорил Апостол Лука, а также и потому, что Меркурий и вода «неустойчивы и способны к преобразованиям». Венера соответствует Воздуху, поскольку дарует жизнь, используя тепло. Солнце, «по наиболее очевидным причинам», соответствует Огню. Поскольку Стихий только четыре, Пико использует их же и для соответствий других Планет. Марс соответствует Огню, Юпитер - Воздуху и Сатурн - «старик, обреченный на холод», - Воде. Пико делает следующее заключение: «Мы называем восемь неподвижных Сфер «Землей», поскольку того требует порядок вычислений». Отождествление обоих крайних точек Иерархии Сфер с Землей делает справедливым применение данного термина по отношению ко всей группе Сфер в целом. Девятая Сфера, или Primum Mobile, представлена водами, которые неделимы.


Толкование на Первый День Творения, таким образом, включает в себя все Десять Сфер, при этом между ними не проводится значительного различия. О них говорится в общем. В следующей главе Пико обращает свое внимание на Второй День Творения и с большими подробностями говорит о Сферах. Твердь Небесная, которую он отождествляет с Восьмой Сферой (Сферой Неподвижных Звезд) отделяет верхние воды от нижних вод, которые представлены Девятой Сферой и Сатурном соответственно. Нижние воды, тем временем, представляют собой олицетворение того, каким образом сила всех Планет собирается вместе в Солнце, а земля, повторимся, олицетворяет собой Луну. <...>


Пико рассматривает качества, присущие Планетам, и разделяет их на две группы: Юпитер, Марс и Солнце обладают качеством «тепла». «Тепло» проявляется в Юпитере благотворно, в Марсе жестоко, и нечто среднее между двумя этими крайностями проявляется в Солнце. По этой причине Солнце объединяет противоположности и поддерживает их свойства. Подобным же образом он поступает с Луной, которая совмещает в себе свойства Меркурия и Верены. Пико заключает:


«До сих пор Моисей говорил о Небесных Эмпиреях, о Девятой сфере, тверди небесной [то есть о Сфере Неподвижных Звезд], о Планете Сатур, а также о Солнце и Луне, которые объемлют в себе все остальные Планеты».


Именно по этой причине Моисей не говорит о других Планетах в Первой Главе Книги бытия. Затем Пико рассказывает о способах воздействия Планет, которые он описывает как движение и освещение. Движение является двойным: вся группа Небесных Сфер (разумеется, помимо Эмпирей) совершает свой оборот в период, равным двадцати четырем часам, а индивидуальные Сферы также совершают свои индивидуальные движения. Главное движение совершает Солнце, которое обходит все Знаки Зодиака за двенадцать месяцев. Что касается освещения, то данное свойство ограничено. Планета может либо только слепить, либо светить и дарить тепло, либо обладать «множеством иных сил».


Затем Пико обращается к Созвездиям. Следуя современной ему практике, он подразделяет их на две группы: зримые Созвездия, располагающиеся в Восьмой Сфере, и «незримые, но многим более могущественные Созвездия, которые располагаются в Девятой Сфере. Последнее, что можно сказать о Небесах, это то, что они обладают разумной душой.


Данная часть «Heptaplus» завершается предупреждением Пико относительно того, что нам не следует расценивать себя ниже, чем Небесные Тела, поскольку, полагаясь на авторитет Платона, а также других неназванных теологов, поскольку наши души были смешаны в той же самой чаше, что и эти Небесные Тела. Нам не нужно бояться, любить и почитать их вместе Иисуса Христа.


3. Третья часть: De mundo angelico et invisibili


После рассмотрения Небесных Сфер Пико переходит к Умному Миру, который пребывает над ними. Пико хотел привести сведения касательно Ангельского Мира согласно Иудаизму и согласно Псевдо-Дионисию, однако для того, чтобы сделать более кратким свое сочинения, он решает в конечном итоге остановиться только на Иерархии Псевдо-Дионисия. Он планирует написать еще одну книгу, в которую заключит те элементы Иудейской Ангелологии, которые соответственны Католицизму, и опустит при этом те элементы, которые ему не соответственны.


Monas Christi Пико делла МирандолыТретья часть начинается с анализа соотношений между unitas и numerus (единством и множеством). Причем множество зависит от единства, а единство зависит исключительно от самого себя. Таким образом философию числа Пико применяет к отношениям между Богом и Творением, и данная философия является Пифагорейской. «Единство ниоткуда не появляется, но все вещи появляются из единства». Таким образом, под Единством он подразумевает Бога. Подобно тому, как множество зависит от Единства, Ангелы управляемы Богом. Каким образом отождествление Ангелов и чисел помогает нам определить природу Ангелов? «Каждое число, - пишет Пико, - несовершенно, поскольку заключается в множество, однако оно также совершенно, по той причине, что заключается в единстве». Это взаимодействие между совершенством  (через принятие участие в единстве) и несовершенством (через множество) используется для определения природы Ангелов в целом. Ангел несовершенен в двух аспектах. Относительно своей «сущности», Ангел не является «сущностью самой по себе», но представляет собой исключительно «сущность, к которой бытие приходит посредством принятия в ней участия, и тогда сущность появляется». Относительно некоторой познавательной способности, Ангел ею самой по себе не обладает, но «некоторым образом понимает».


Истолковывая Первый День Творения, Пико обращается к главам первой и второй, в которых описывается драма Ангела, преодолевающего это двойное несовершенство. В Главе Первой говорится о сущности Ангела. Земля относится к «грубой и несформированной сущности» Ангела, «лишенной жизни и бытия». Небеса - это «действие Ангельской сущности и участие единства во множестве». Другими словами, это связь с ipsum esse. Глава Вторая обращается к способности Ангелов понимать. Ангелы обладают разумной способностью, однако ему необходимы те формы, которые он понимает, чтобы он мог о них размышлять. Отсутствие таковых форм выражено «тьмой над бездною». Бездна есть Ангельский Ум. Формы, понятные для Ангельского Ума, выражены Светом; (Согласно Сен-Мартену: Ангелы могут познать Величие Божие в Сыне, но не могут познать Величие Божие в Природе, кроме как через человека. Однако человек закрывает тот глаз, что располагается в сердце его, через которое Ангелы могли бы узреть это величие. – прим. E.M.). Эти формы случайны для Ангельского Ума и не принадлежат его сущности. Тем не менее, та связь, что связывает эти формы с Ангельским Умом, крепче, чем та же связь, которая связывает данные формы с человеческим разумом. Это становится ясно из толкования связи между днем и ночь, которые составляют один день. Это соединение, согласно Аверроэсу, показывает, что из Ума и постигаемого умом было совершено великое «единство». Как пишет, при этом Маймонид, истина воспринимается Ангелами, чем людьми. Поясним, что эта связь между Умом и постигаемыми Умом формами неразделима у Ангелов, в то время как у человека эта связь является не настолько четкой.


Далее Пико, следуя Псевдо-Дионисию, делит Ангельскую Иерархию на три класса. В то же время, эти три класса относятся к двум группам, которые представляют воды и твердь небесную. В низших из этих групп Ангелов существует только одна цель - помогать человеку. С их помощью сухая земля, под которой Пико подразумевает человеческую душу, сможет произрастить плоды. Средняя группа управительствует Небесными Сферами, а самая высшая группа занимается лишь созерцанием. Последняя глава посвящена отношениям Ангелов с людьми, в ней также утверждается, что Христос, не смотря на то, что он явился как человек, превосходил Ангелов.


Мы уже несколько коснулись вопроса об отношении к Каббале Пико делла Мирандолы, на примере его «900 тезисов» и трактата «Heptaplus». Теперь же рассмотрим его более подробно.


Джованни Пико делла Мирандола считается первым истинным Христианским Каббалистом. Он родился в знатной семье, и стал одним из наиболее влиятельных ученых раннего периода эпохи Ренессанса... Мнение касательно того, что Пико знал 22 языка, может обладать Эзотерическим значением: например, 22 два языка могут соотноситься с 22 буквами Алфавитаа Иврита. Однако нам доподлинно известно, что ивриту и арамейскому языку его обучал Самуэль бен нишшим Абулфарай и Йоханан Алеманно. Пико принимал истинность утверждений иудейских Мистиков о том, что Каббала представляет собой непрерывную устную традицию, которая была получена Моисеем на Горе Синай...


В «Apologia» <...> Каббала становится главным средством аргументации Пико. Его цель состоит в том, чтобы сблизить Каббалу с менее чуждыми Италии традициями, чтобы сделать ее доступной для понимания Христианской публики. <...> Пико приводит доказательства, с точки зрения Христианства, существования тайной традиции, которая была передана Моисею на Горе Синай. Данный пассаж приводит к основной идее о существовании Эзотеризма, который представлен был в лице Павла, Пифагора, древних египтян, Платона, Дионисия и Иисуса. Итак, после того, как Пико приводит данные доказательства, он вновь возвращается к предмету, с которого начал. Согласно Пико, Каббала является не чем иным, как Эзотерической традицией, которая, прекрасно известна Христианам.


С точки зрения риторики, этот пассаж является преамбулой к более комплексной защите того определения, которое он дает Каббале. <...> В одном из тезисов Пико пишет: «Nulla est scientia, quae nos magis certificet de divinitate Christi, quam Magia et Cabala». («Ни одна другая наука, кроме науки магической и каббалистической, не может лучше заверить в Божественности Христа».)


Пико говорит о том, что Иудейская и Христианская Доктрины свидетельствуют о том, что обе они были переданы Моисею на Горе Синай: первая традиция является собой письменный закон («Пятикнижие»), а вторая традиция, то есть Христианство, объясняет те тайны, которые сокрыты в стихах Пятикнижия. Итак, у закона было две части: первая - письменная, и вторая духовная, передаваемая устно. Именно по той причине, что Эзотерическая Доктрина передавалась устно, ей и было присвоено название «Каббалы» (предания). По этой причине все, что описывается в Каббалистических трактатах, подтверждает истинность Христианства. (Ср. с «Сефер Йецира: «Десять чисел ничто, вид их, как вид света [молний]36, одежда [предел]37 их, нет им конца; слово Его в них пробегает и возвращается 38 и за глаголом Его, как вихрь преследуют Его и пред лицем престола Его, молят они». – E.M.) Для доказательства того, что Бог «раскрыл тайны, содержащиеся в Законе», Пико цитирует Ездру, Апостола Павла, Оригена, Матфея. После восстановления истории передачи Каббалистических трактатов, пользуясь цитатами из пяти данных источников, Пико утверждает, что эти трактаты могут быть использованы в качестве оружия против воззрений самих иудеев, которые настолько ценят Каббалистические трактаты, что не могут отрицать ни единого слова из написанного в них. Далее Пико отмечает, что тот метод интерпретации, который предлагается в данных Каббалистических трактатах, совершенно равнозначен Христианскому методу построения аналогий. Именно потому, пишет Пико, иудеи не могут обратиться в Христианство, что сами не сумели применить переданные им методы, и понимают слова Моисея о Пришествии Мошиаха буквально. Однако Христиане, которые читают Закон согласно Духу его, а не плоти, должны полагаться «духовными, а не телесными, израильтянами». <...>


Теперь, когда Христианская публика была достаточным образом подготовлена к восприятию Каббалистических идей, Пико продолжает рассуждать о том, по какой причине Каббала приобрела свою дурную славу. В числе перечисляемых причин мы находим то, что данная Наука, во-первых, причисляется порой к дисциплине естественной магии. И, во-вторых, порой причисляется к извращениям естественной магии. Очевидно, данная слава была передана Каббале некими «некромантами», которые также утверждали, словно Христос совершал свои чудеса посредством этой Науки, что, как говорит Пико, совершенно неверно. <...>


Основное влияние на понимание Пико делла Мирандолой Каббалы оказали на него труды Авраама Абулафии, которые были доступны на латыни в современную Пико эпоху. В то время, как Каббала Абулафии является весьма Теургической системой.


<...> То, что Пико называет «размышлением над Алфавитом» в своих «900 тезисах», соответствует тому, как Абулафия использовал священные Имена и Буквы для экстатический медитаций, и то, что Абулафия применял данные медитации для практики Маасе Меркава, соответствует, что Пико говорит о медитация на Буквы Алфавита. Он пишет, что данные медитации являются  одним из разделов спекулятивной Каббалы, другими тремя разделами являются «тройная Меркава, соответствующая тройной философии, которая имеет отношение к Божественной, посреднической и чувственной природе».


Медитация, согласно Абулафии, приводит к экстатическому состоянию, если использовать Священные Имена, однако другие Каббалисты также учат и тому, что эти Священные Имена предоставляет понимание и раскрытие источников магической силы: таким образом, как теория, так и практика Каббалы имеют отношение к Священным Именам. Поскольку Пико также говорит о том, что Каббала бывает практической и спекулятивной, связывая при этом Практическую Каббалу с Именами Божьими, а спекулятивную Каббалу - с Сефирот, он мог признавать возможность использования Каббалы в Магических целях. <...>


Какова природа Практической Каббалы Пико, является вопросом менее ясным. В своих «900 тезисах» он говорит о том, что Практическая Каббала «применяет формальные метафизические сведения и низшую теологию». <...> Возможно предположить, что Пико подразумевал под Практической Каббалой использования соответствия Сефирот и Маасе Меркаву. 


Opera omnia Пико делла Мирандолы Большинство исследователей полагают, что интерес Пико делла Мирандолы к каббале и к Магии был исключительно теоретическим. Тем не менее, мы не можем предположить, чтобы это было возможно. Дело в том, что даже спекулятивная Каббала, о которой было сказано выше, связана с процессами весьма Мистическими. Для того, чтобы просто приступить к ежедневному чтению Торы, например, автор Каббалистического Трактата «Сефер hа-Баhир», рабби Нехуния, обязательно предварительно читал молитвы, чтобы не впасть в заблуждение во время толкования. Доктор Папюс в своем предисловии к работе Ленена «каббалистическая Наука» пишет: «Как всякая работа,в едущая к Посвящению, этот маленький томик может служить точкой отправления плодотворных размышлений.


Каббала доступна изучению при помощи двух методов. Из книг и рукописей мы заимствуем лишь начальные сведения, остальное довершает незримый мир. <...> Но я все-таки утверждаю, что без содействия незримого мира никакого успеха в этой области ожидать нельзя».


Итак, даже при чтении Каббалистических Трактатов и при толковании Пятикнижия необходимо иметь связь с Незримым Миром, то есть с Астральным Планом, а еще точнее - с Anima Mundi, то есть с Иисусом Христом, Посредником между Богом и Человеком. Элифас Леви говорит, в частности, о том, что Астральный план связан как с Искупителем, так и с искусителем - древним змием Книги Бытия.


Итак, эта особенная связь с Незримым Миром также подтверждает то, что даже и спекулятивная Каббала имеет в себе Практический потенциал. Каббала является практической Наукой сама по себе. Как могло быть иначе, когда Двадцать Две Буквы Иврита, с размышлениями о значении которых связана Каббала, были использованы Богом для сотворения Мира? Произнесение, даже и мысленно, или же в особенности мысленно, и причем произнесение правильное Имени Божьего, уже приводит в движение определенные Силы. Каббала уже попросту по своей природе не может быть теоретической, и тот, кто занимается Каббалой, не может быть только «теоретиком» Каббалы. В общем смысле, поскольку истинное познание элементов Каббалистической Науки приводит и к управлению астральными потоками, человек, снискавший от Бога это истинное познание, уже по определению способен заниматься Магией.


Помимо сего, каковую пользу, в плане изучения Оккультной Науки, мы можем извлечь из сочинений Пико делла Мирандолы? Как мы уже видели в описании «Heptaplus», Пико приводит множество примечательных соответствий, без которых невозможно никакое познание устроения Вселенной. И именно познание устроение Вселенной, истинное познание, не теоретическое, но которое содержит в себе саму реализационную власть, поскольку пробуждает истинный Ум человека, который содержит в себе истинные его качества и свойства, Духовные и Божественные, дарует силу на Духовном, Астральном и материальном планах. Итак, в заключение скажем, что сочинения Пико делла Мирандолы способны привести именно к таковой тройной власти.




Источники, использованные для лекции:

1) Бенджамин Гуд «Конец эпохи? Естественная Наука и Магия в работах Джованни Пико»
2) Брайан П. Копенхавер «Магия и достоинство человека: де-кантинизация "Речи" Пико»
3) Брайан П. Копенхавер «Тайна "Речи" Пико: Каббала и ренессансная философия»
4) Амос Эделэйт «"Схоластическая" Теология Джованни Пико делла Мирандолы: между библейской верой и академическим скептицизмом»
5) «Жизнь Пико делла Мирандолы», описанная его племянником – Джанфранческо Пико делла Мирандолой.
6) «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандолы

 

 


 

Материал подготовлен лектором © Eric Midnight для Эзотерического Центра «Археометр», 2011 год

Все права защищены.