Первоначальные корни современной «биоэнергетики»

 

Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о биоэнергетике. Это очень известное направление в эзотерике на данный момент. Оно было открыто сначала Францем Антоном Месмером в третьей четверти XVIII-го века. Он хорошо применял открытые им свойства магнитов для исцеления людей. Он, например, заряжал дерево, или воду в ванной, для того, чтобы лечить пациентов от недугов. Когда Месмер уже отжил свое, на Запад стали проникать тайные знания с востока. Индийская и китайская мудрость обогатила сведения о месмеризме, влило в нее новую кровь. Благодаря Елене Петровне Блаватской теория и практика месмеризма обрели свои уже почти завершенные очертания. Но потом китайская и индийская мудрость продолжила проникать на Запад, и появились новые техники в (как мы ее уже называем) биоэнергетике. Теперь мы знаем о верхних и нижних котлах, очень много знаем о семи чакрах. Все это помогает нам в восстановлении внутренней гармонии, в достижении просветления. И, конечно же, в наставлении других людей, которых мы стремимся наделить здоровьем, душевными и физическими силами. Поделиться с ними частичкой древней мудрости.


Такова история развития биоэнергетики. Сейчас мы видим отражение этой традиции в ДЭИРе, который предлагает нам весьма продвинутые техники для достижения «эталонного состояния». Еще очень хорошие сведения о теории и практике биоэнергетики есть у Школы Магии Атлантиды. Там, к тому же, эти сведения раскалываются по арканам Таро.


С помощью биоэнергетики мы можем влиять на людей, внушать им какие-то мысли, лечить их. Ну и, делиться с ними частичкой собственной мудрости, которую мы обрели с помощью медитаций, задействуя наши чакры.


А теперь давайте приступим к практике. Мы немного помедитируем и раскроем в нас потаенные свойства Муладхары…


Так начиналась бы наша лекция, если бы ее посещение стоило 3 000 рублей. Кто-нибудь из вас заплатил 3 000 рублей? (обращение в зал) Нет? Как жаль. Ну да и ладно.


На этой лекции, конечно же, я не смогу дать вам такого полезного материала для размышлений и практики, какие вы получили бы на обычной лекции по биоэнергетике. Зато я расскажу о вещах, которые вы не прочтете ни в одном из интернет-источников, претендующем на энциклопедичность. Сегодняшняя лекция (впрочем, как и все остальные) основывается на уникальных переведенных материалах, к которым человечество и не получило бы доступ, если бы небольшая группа исследователей не проявляла интереса к делу раскрытия истины.


«Магнетическая школа в открытом виде стала развиваться через обширную деятельность человека по имени Фридрих Антон Месмер (1733-1815), еврейского австрийского врача. Некогда один пастор рассказал ему о том, что некоторая женщина была излечена посредством применения магнита. Месмер заинтересовался данным явлением, и стал экспериментировать в данной области в своей врачебной практике. Главное свое открытие он совершил, когда забыл взять с собой магнит. Уже и ранее он подозревал, что человек так же обладает магнетической силой, но теперь решил опробовать свою теорию. Он подошел к пациенту, сделав вид, будто бы зажимает в руке магнит. Проделав привычные операции, он был удивлен тем, что пациент без каких бы то ни было особых стараний впал в глубокий сон». (Из материалов «Оккультного Колледжа»)


Вот, что пишет Станислас де Гуайта в «Змее Книги Бытия» об открытии Месмером «животного магнетизма»:


«Увы, сегодня вездесущая астральная ложь обволакивает нас в своем бурном потоке; кадуцей Гермеса и Эскулапа превращается в руках злых людей в истребляющий меч, если только он не становится палочкой самой низменной и мерзостной гоэтии. О, чудодейственная палочка! Поднявшие тебя ученые неловко обращаются с тобой и доходят даже до отрицания твоего существования, пока ты еще сияешь в их руках…


Это потрясающее могущество, которое некогда становилось уделом высших посвященных, после того как они – глубоко признательные и возвышенные даже в своем унижении – зажигали атанор в тайных лабораториях алхимиков-розенкрейцеров средневековья и Возрождения (Иехиилов, Авраамов-иудеев, Парацельсов, Фладдов и Ван Гельмонтов), было полностью обесчещено при посредничестве Месмера, вульгаризатора, отдавшего его в невежественные, неумелые и извращенные руки.


Был ли Месмер интуитивным первооткрывателем или посвященным – вот, в чем вопрос. В первом случае, даже несмотря на недочеты и неувязки его системы, он был замечательным изобретателем, и, по справедливости, на него нельзя возлагать ответственность за те злоупотребления, к которым должно было привести его открытие. При другом предположении он был великим преступником, предателем и осквернителем».


Так был ли, или, все-таки, не был Месмер «первооткрывателем»? Вот, в чем главный вопрос нашей лекции. С Месмера ли началось познание животного магнетизма на Западе? Вопрос обладает кардинальной значимостью. Ведь, ответив на него, мы сможем раскрыть один из величайших обманов не только в истории оккультизма, но и в истории общечеловеческой.


«В ранний период своих научных исследований Афанасий Кирхер, ученый иезуит, занимался темой магнетизма. В его первой опубликованной работе, написанной им в Вюрцбурге, которая называлась «Ars magnesia» (1631), исследуется «природа», «силы» и «действия» магнитов (de effectibus magnetis) в эмпирической и спекулятивной манере, в чем Кирхер следовал «De magnete» (1600) Уильяма Гилберта и «Philosophia magnetica» (1629) Никколо Кабео. Кирхер признает существование в магните универсального принципа природы неорганической и органической, что сравнимо с естественной магией (magia naturalis) Марсилио Фичино, биполярной дуальности притяжения и отталкивания. Согласно Кирхеру, все вещи и существа подвластны этому принципу, он исследует универсальное действие магнетизма земли, планет и Солнца, элементов, растений и существ (Кирхер уже в то время говорил о «magnetismus animalium» (лат. «животный магнетизм»), о котором стал рассказывать Франц Антон Месмер в конце XVIII-го столетия), его применение в медицине, музыке и любви. Таким образом, Кирхер относит универсальное действие магнетизма к Богу, Которого он полагает магнитом всех вещей. Бог удерживает все сущее в гармонии посредством Своей магнетической силы. На основании этого теологического и спекулятивного воззрения Кирхер посредством экспериментов достиг нескольких практических результатов и раскрыл некоторые возможности практического применения данного феномена, например, в сфере геомагнетизма.


Затем Кирхер написал еще несколько книг по магнетизму, например, «Magnes sive de arte magnetica» (1641, 1643, 1654) и «Magneticum naturae regnum» (1667). (из статьи «Афанасий Кирхер» («Словарь Западного Эзотеризма и Гнозиса»), мартинистский и эзотерический журнал «Пламенеющая Звезда»).


Рассмотрим несколько гравюр, касающихся темы магнетизма (или, как его так же стали называть, «месмеризма») из сочинение Афанасия Кирхера. Приводимые к ним описания были взяты из книги Джоселина Годвина «Афанасий Кирхер: Ренессансный человек и поиски утерянного знания».

 

Афанасий Кирхер - магнетизм

 

1. Фронтиспис к «Magnes, sive de Arte Magnetica» (Рим, 1641).

На данной гравюре показан двуглавый орел – символ габсбургского императора, которому Кирхер посвятил данный труд, а также мы видим на ней стрелы и магнетиты, олицетворяющие собой магнетические истечения. Как обычно, на данной гравюре Кирхера присутствуют также и эзотерические символы: око Божье, сфера и крест, соответствующие античному символу Марса, корона и два шара, которые могут представлять собой три высших Сефирот. Магнетиты находятся в области, соответствующей Сфире Тиферет, которая, в свою очередь, соотносится с сердцем в человеке. Гравюра в целом заключает в себе доктрину католической монархии как божественного института, императора и его империи – как микрокосмического отражения Бога и Его Вселенной.

 

Афанасий Кирхер - магнетизм

 

2. Магнетический Оракул

В стеклянных сферах содержатся восковые фигурки, в которые вставлены магниты, на которые способен воздействовать большой магнит, установленный в основании обелиска. На шарах написаны буквы, символы Знаков Зодиака и т.д., на которые указывают фигурки. Воздействуя на ручку, расположенную впереди, оператор может вращать центральный магнит и побуждать, таким образом, фигурки отвечать на вопросы или произносить слова. Также на данном изобретении имеется греческая надписать, выражающая герметическую аксиому: «Природа в природе ликует». (Magnes, с. 327)

 

Афанасий Кирхер - магнетизм

 

3. Фронтиспис к «Magneticum Naturae Regnum». (Рим, 1667)

Рука Божья держит цепи «магнетической», или нематериалой симпатии, связующей всех существ и все планы бытия.


Эпиграф гласит: «Мир связан тайными узлами». Одна и та же сила управляет магнитным склонением, ростом растений, привязанности животных к Солнцу (петух) и к Луне (олень), феноменом гелиотропных и селенотропных цветов, качествами змеиного камня, который является гомеопатическим средством против змеиных укусов.

 

 

4. Фронтиспис к сочинению «Ars Magna Lucis» (2-е издание, Амстердам, 1671 год)

Афанасия Кирхера. Гравюра выполнена Пьерром Миотте (Pierre Miotte). Помимо очевидных образов Аполлона (Солнце) и Дианы (Луна), на гравюре показаны четыре источника знания. Священное Руководство, заключенное в Библии, явлено в образе луча, исходящего непосредственно от Бога. Разум (Ratio) близок к Богу, однако он процеживается свет через внутреннее око. Познание Чувственного совершается не через умный Свет Божий, но с помощью света Солнца, действие которого на изображении явлено усовершенствованным посредством телескопа. Земное Руководство, по сравнению с иными видами Руководств, является всего лишь свечой, чей свет сияет сквозь облака невежества.


Теперь, ознакомившись с данными гравюрами и надписями на них, что же мы видим? Боже мой! «Животный магнетизм»! Каким же прозорливцем был Франц Антуан Месмер, что смог восчувствовать и воспринять не только саму теорию животного магнетизма, описанного Афанасием Кирхером, но также смог уловить термин, которым Кирхер это явление называл! (Увы и ах, плагиатор Месмер даже неправильно перевел данный термин. Более корректным было бы перевести с латыни его как «магнетизм живых»).


И все было бы еще ничего, да только Афанасий Кирхер никогда не брал ничего из головы, а всего лишь излагал то, что ему было уже известно. Это означает, что у «месмеризма» история еще более старинная, нежели сочинения Кирхера.


Но откуда Кирхер получил представления о животном магнетизме? Наверное, из Индии… (многозначительная пауза). Нет, не из Индии, уважаемая публика. Кирхер проявлял интерес к «заморским странам». С иезуитской миссией духовного обращения он хотел посетить, например, Китай. Он лелеял эту мечту, но ей так и не суждено было сбыться. В Индии, конечно же, он тем более не был. Однако он принадлежал к духовному Ордену Иезуитов, хранившему наследие древнегреческой философии. Ровно так же, как и любые иные духовные Ордена того, и более раннего времени, в Западной Европе. Он взял свои представления о животном магнетизме у древнегреческих философов. В первую очередь – у Аристотеля, в трактате «О душе» которого мы находим строки, способные вызвать чувство дежавю у любого, кто когда-либо знакомился с книгами по «биоэнергетике».


Однако неосведомленность современного общества, увы, приписывает все так называемые «биоэнергетические» знания и практики индийским мудрецам. В частности, здесь они опираются на распространенность индийских терминов, которые используются в современной биоэнергетике. Вот один из примеров европейского изложения знания о феномене магнетизма на индийский лад:


Елена Петровна Блаватская пишет в своих наставлениях:


«Наши семь Чакр все расположены в голове, и именно эти Руководящие Чакры являются теми, которые управляют и правят семью (ибо имеется семь) главными плексусами в теле, кроме сорока двух меньших плексусов, которым Физиология в этом названии отказывает. Тот факт, что никакой микроскоп на объективном плане не может такие центры усмотреть, ничего не значит; никакой микроскоп никогда не различил и не различит разницы между двигательными и сенсорными нервами-трубками, проводниками всех наших телесных и психических чувствований, и все же одна только логика доказывает, что такая разница существует. И если термин плексус в этом применении не представляет западному уму идеи, раскрытой этим термином анатома, то называйте их Чакрами или Падмами, или Колесами, Лотосовым Сердцем и Лепестками. Помните, что Физиология, как бы несовершенна она ни была, показывает семеричные группы по всей внешности и внутренности тела; семь головных отверстий, семь «органов» у основания мозга, семь плексусов: зевной, гортанный, кавернозный, сердечный, надчревный, простатический и крестцовый и т. д.


Когда настанет время, продвинувшимся ученикам будут даны мельчайшие подробности о Руководящих Чакрах и они будут обучены, как ими пользоваться; до этого времени следует изучить менее трудные предметы;


Если спросят, являются ли семь плексусов, или Таттвических центров действия, центрами, где вибрируют семь Лучей Логоса, то я отвечу утвердительно, просто сказав, что лучи Логоса вибрируют фактически в каждом атоме».


Ознакомившись с этим наставлением относительно магнетизма и приняв во внимание, что помимо индусов о нем имели представление и европейские ученые, мы можем, конечно, смутиться и сказать: «Ну, в конце концов, все культуры – едины. Везде есть свои эквиваленты, синонимичные концепции». Синонимичные концепции? А не слишком ли похожа эта «синонимичная концепция» на плагиат? И ведь, оказывается, еще Блаватской было известно западное название – «плексусы». В то время, как сейчас, почему-то, известно на Западе многим лишь не отбрасывающее никакой тени слово «чакры». Но звучащее, однако, очень экзотично.


Какая примечательная восточная мудрость. Как ново для западного человека! Теперь-то уж точно мы познаем все тайны мироздания. Ведь наши собственные философы якобы никогда не знали ни о семи центрах в голове, ни о семи плексусах, которыми эти центры управляют. Но, позвольте мне спросить. А это, в таком случае, что?!

Роберт Фладд (оккультная анатомия головы)

 

Роберт Фладд (оккультная анатомия)

 

Перед собой мы видим прекрасно разработанные гравюры Роберта Фладда относительно магнетических плексусов в голове и во всем теле человека. Сравнив эти схемы с современными («индуистскими», а на самом деле – нью-эйджеровскими) представлениями о чакрах, мы заметим удивительно много сходного.  


Итак, господа, главный вопрос, которым задастся любой думающий человек: что такое произошло с учеными людьми в XVIII-м веке, что они забыли обо всем научно-философском наследии, которое породила западная цивилизация? Это амнезия? Или же все они разучились читать по латыни? Почему они запамятовали о том, что о «животном магнетизме» уже давно было известно, по крайней мере, Роберту Фладду и Афанасию Кирхеру, ученым эпохи Ренессанса? И еще один, очень интересный вопрос. Почему по сей день в энциклопедических изданиях, в диссертациях, в самых различных научных статьях создание термина «животный магнетизм» продолжают приписывать Месмеру? Неужели никто в наше время не знает латыни, и не способен ознакомиться с сочинениями, по крайней мере, Фладда и Кирхера?


Да нет. Просто так – удобнее и проще. Человечество слишком утонуло во лжи энциклопедистов XVIII-го века, готовящегося к произведению Французской революции. Позабыв о старинном западном научно-философском наследии, оно уже успело произвести «новые знания». Так что же теперь, отказываться от него?


О «животном магнетизме» Кирхера сейчас можно прочесть на английском языке в книге Джосселина Годвина «Афанасий Кирхер: Человек эпохи Ренессанса и поиск утерянного знания». То есть, для того, чтобы ознакомиться с этим фактом, не нужно знать и латыни. Но что-то никто не спешит заново отсчитывать историю «животного магнетизма», поскольку, в таком случае, пришлось бы слишком много пересматривать из созданного за последние пару веков. Зачем это? А между тем, возможно ли построить истинное знание на заведомой, достаточно поверхностной лжи?


В общем-то, со всеми этими учителями индийской мудрости, типа Блаватской, Йога Рамачараки, а также иных «создателей» животного магнетизма, вроде Месмера, все понятно. Они решили воспользоваться амнезией общества, прочитать несколько средневековых и ренессансных трактатов, и придумать свою «Индию». Действительно, если бы Индии не существовало, значит, ее нужно было бы выдумать.


Давайте теперь проникнемся экзистенциальным ужасом, который испытывали люди в XIX-м веке: Будучи уже отрезанными от истинной истории идей ложью энциклопедистов XVIII-го века, они были вынуждены «открывать магнетизм заново», смущаясь множеством спорных моментов теории и практики Месмера.


Вот цитата из первой главы работы Жозефа Филиппа Фрэнсиса Делёза под названием «Практические наставления по животному магнетизму», которая была выпущена в 1819-м году:


«5. Поскольку мы не можем понять, каким образом одно тело воздействует на другое на расстоянии, когда нет ничего, что могло бы установить связь между ними, мы предполагаем, что некоторая субстанция проистекает от того человека, который магнетизирует, и передается человеку магнетизируемому, согласно направлению, которое было задано субстанции посредством воли. Субстанцию, которая составляет жизнь в нас, мы называем магнетическим флюидом. Природа данного флюида неизвестна; даже существование его не было доказано наглядным образом; однако, когда мы используем магнетизм, все происходит так, как если бы эта субстанция в действительности существовала, что дает нам основания признать ее реальность».


В действительности, примеров смущения ученых, философов и психологов в XIX веке относительно каких-либо до той или иной степени мистико-эзотерических материй, можно было бы привести множество. Они помнили об истории идей, и истории развития науки едва ли больше, чем мы сейчас. В частности, можно было бы привести в пример отчаянную попытку самоубеждения относительно того, что сновидения – это нормальный феномен, а не свидетельство расстройства человеческой психики; и, кроме того, их можно использовать в целях мистической практики, из книги Фредерика ван Эдена «Исследование сновидений в состоянии ясного сознания», изданной в 1913-м году. Тем не менее, данная лекция посвящена исключительно вопросу истинной истории «биоэнергетики» (или, вернее, магнетизма), а потому мы не будем отклоняться в сторону.


Прочная ассоциация в современном обществе магнетических (биоэнергетических) техник с индийской мудростью и практиками, как бы это ни было парадоксально, является результатом сознательных и не прекращаемых стараний некоторых европейцев, живших в XVIII-XIX веках. В частности, вспомним об Уильяме Уокере Аткинсоне, - авторе замечательных, действительно действенных сборников практик по развитию личного магнетизма, памяти и ясновидения. Уильям Уокер Аткинсон был коммерсантом, адвокатом, издателем, печатавшим в своем издательстве книги собственного сочинения под несколькими псевдонимами. «Терон Дюмонт» и «Йог Рамачарака» - два наиболее известных из них. Парадоксально, но Аткинсон, когда писал руководства под своим «йогическим» псевдонимом, нередко в них говорил о разности, существующей между западным и восточным способами мышления. И, поскольку способы эти являются весьма различными, то он, не смотря на то, что является «йогом», будет объяснять и разъяснять все по-западному (а на поверку – и практики давать сугубо западные). «Йогический» романтизм XIX века оказал немалое влияние и на нашу современность. До такой степени, что теперь мало кто из интересующихся оккультизмом знает о сугубой «романтичности», или, вернее, фантастичности такого явления как «индуизм и индуистские практики» на Западе. Он настолько плотно вошел, к сожалению, в нашу жизнь, что мы уже не отличаем легендарное происхождение мистико-эзотерического знания от реальной истории, и потому довольствуемся, во многом, фантазиями, и верим, как дети, в сказки, что имеет, к сожалению, глубокие последствия для нашей жизни и развития в плане Оккультной Науки.


Итак, на сегодняшней лекции мы разобрали интереснейший вопрос об истинной истории так называемой «биоэнергетики», и обозначили имеющиеся на данный момент лакуны в истории такой оккультной дисциплины и практики, как магнетизм. Русскому оккультисту, без сомнения, следует стремиться к заполнению этих лакун подлинными фактами и концепциями, с ними связанными. Потому в ходе лекционной деятельности эзотерического центра «Археометр» мы будем продолжать просвещение относительно истинной теории и практики магнетизма.

 


Перевод лектора © Eric Midnight для Эзотерического Центра «Археометр», 2013 год

Все права защищены.