Старинные истории о призраках

Данная лекция была посвящена спиритическому движению в начале XXвека в Российской Империи. Оно представлено было «Кружком Спиритуалистов-Догматиков», который возглавлял Владимир Павлович Быков, известный как писатель, биолог, масон. Под его руководством выпускались несколько периодических изданий: журналы «Спиритуалист» (1905–1912), «Голос всеобщей любви» (1906–1909), «Смелые мысли» (1909–1911), «Вифезда» (1911–1912), а также газета «Оттуда» (1907–1911). Писал под псевдонимом В. П. Пироцкий. С 1918 г. являлся красным священником (т. е. перешедшим на сторону большевиков).

 

В ходе лекции мы рассматривали раритетные издания журнала «Спиритуалист», а также газеты «Оттуда» - за 1908 год. Информации как о Владимире Павловиче Быкове, так и о его кружке и издательской деятельности, не так много, как хотелось бы. Поэтому этот недостаток сведений мы компенсировали непосредственным ознакомлением со старинными материалами, выпускавшимися спиритуалистами. Кроме того, имеется следующая выдержка из книги Брачева В. С. «Масоны в России: от Петра I до наших дней»:

 

«Наибольшую известность среди спиритических кружков и групп 1907-1908 гг. получил кружок (до 15 человек), группировавшийся вокруг издателя журнала "Спиритуалист" почетного гражданина Владимира Павловича Быкова. При нем также издавались оккультный журнал "Голос всеобщей любви" и газета спиритуально-оккультного направления "Оттуда". Важно подчеркнуть наличие у В.П.Быкова, который являлся мастером стула одной из московских лож и поддерживал тесные связи с масонами Чернигова и Петербурга, посвятительных тетрадей, паролей и знаков некоего "Ордена Розенкрейцеров". Это, во-первых, исключает самодеятельный характер работ московских "братьев", а во-вторых, прямо указывает на их связь, ввиду союза двух орденов, с мартинизмом. Едва ли случайно поэтому, что уже в январе 1908 года московские "братья" посылают в Париж к главе Ордена мартинистов Папюсу своего представителя с приглашением принять участие в работе журналов и, что самое любопытное, получают его полное согласие на это. Никак нельзя поэтому согласиться А.Я.Аврехом в оценке В.П.Быкова как "обыкновенного проходимца, который делал весьма выгодный бизнес на глупости и суеверии замоскворецких клиентов"».

 

Однако приведем теперь некоторые выдержки из изданий, которые были рассмотрены во время  лекции.

 

Во-первых, интересно отметить благосклонное отношение к деятельности кружка со стороны Императора Николая II, о чем говорится на первой странице журнала «Спиритуалист», выпущенного в январе 1908 года:

 

Спиритизм

 

Интересно, что в начале XX-го века спиритические (спиритуалистические) кружки несли на себе функцию анти-атеистического и анти-материалистического просвещения. Это мы видим, например, на примере такого объявления, которое публиковалось в газете «Оттуда» из номера в номер:

 

«ЛЮДИ-БРАТЬЯ!

 

В существующий при кружке «Спиритуалистов-Догматиков» отдел Активной борьбы с атеизмом и неверием почти беспрерывно получаются самые слезные просьбы то из тюрем, то из мест ссылки высылать просителям бесплатно издания журнала «Спиритуалист», «Голос Всеобщей Любви», газеты «Оттуда», и очень многие просят первый том Аллан Кардека, «Книга Духов», как основу всего спиритуалистического учения. Кружок, насколько это было в его силах и средствах, по возможности удовлетворял эти просьбы, но теперь фонд отдела совершенно иссяк; а требования все растут и растут. Издательское товарищество «Кардек», идя навстречу желаниям отдела, сделало с своей стороны все, что могло.

 

А жаль, страшно жаль упускать великого момента, - пробуждения наших тюрем и мест ссылки. Почем знать, быть может это тот импульс, от которого последует обновление и вырождение массы близких нам, несчастных наших братьев, которые явились жертвою роковых ошибок, увлечений, недоразумений и, главным образом, абсолютного неверия.

 

Быть может, Сам Господь, проникнувшись на мольбы и скорби лучших людей нашей страны, посылает нам это мгновение, дабы мы во всей полноте воспользовались им и пошли навстречу великому пробуждению.

 

Давайте поможем!

 

Что стоит для многих из нас 1-2 рубля денег, мы больше кидаем на никому ненужный вздор. Ведь у нас эти деньги незаметно проскакивают между пальцами, и мы даже не оглядываемся на них.

 

А между тем, на эти деньги десятки людей могут освежить и возродить свои больные измученные души. Могут совершенно видоизменить свой взгляд, свое миросозерцание и, как вчера писал в горячей статье уважаемый Князь-Инок, прийти ко Христу и Его святому Евангелию.

 

Пожалеем их. Ведь они наши братья. Освежим ненужною нам каплею воды их пересохший язык и вымученную больную исстрадавшуюся грудь.

 

И мы не потеряем, а выиграем от этого…

 

Желающие отозваться на предложение, благоволят адресовать свои пожертвования кружку (Москва, близ храма Спасителя, д. Ковригина, кв. № 37; в правление кружка «Спиритуалистов-Догматиков»), с указанием: что желают выслать; куда; в какую тюрьму; или на чье имя – особо.

 

Кружок может высылать пока журнал «Спиритуалист» за 1906, 1907 и 1908 гг.; отдельно каждый год, по 1 руб. за год; соединенные 1905, 1906 и 1907 г.г. вместе в альманах под заглавием «Как вступать в общение с умершими» - стоимость 2 р. 50 к., «Голос Всеобщей Любви» за 1907 г. отдельным томом за 1 р. 50 к., и за 1908 г. – 2 руб. кроме того Издательское Товарищество «Кардек» предоставило в наше распространение «Книгу Духов» Аллан Кардека, и «Небо (рай) и Ад», стоимость которых по 1 р. 25 к. с пересылкой за каждую. Со временем кружок введет сюда и другие наиболее лучшие издания по спиритизму, о чем будет извещено своевременно.

 

Каждый пожертвовавший получит уведомление о времени высылки издания и № подписной или почтовой квитанции.

 

Московский кружок "Спиритуалистов-Догматиков".»

 

Цель анти-атеистического и анти-материалистического просвещения выполнялась, например, путем публикации различных «мистических историй», которые показывали, что мир, окружающий человека, не ограничивается явлениями физического плана, и существуют феномены, которые невозможно объяснить в контексте материалистической парадигмы:

 

Спиритизм

 

Спиритизм

 

Спиритизм

 

Следует отметить сугубо-христианский характер этого просвещения. Действительно, это была не безлика «эзотерика», в которую входит эклектичный бульон из всего и вся. Спиритуалисты XX-го века держались основательно христианского мировоззрения, и не видели своих занятий без христианского основания и обрамления.

 

«Мистические истории», приводящиеся в газете «Оттуда», предназначены для того, чтобы человек, читающий или слушающий их от кого-либо, вспомнил, что после смерти мы не сходим в могилу безвозвратно, что мы не умираем полностью и окончательно. В наше время нередко «мистические истории» имеют своей целью просто напугать читателя, зрителя, слушателя, или просто показать ему, что есть нечто, существующее незримо, о чем физический человек не может иметь никакого представления. Никаких христианских коннотаций здесь зачастую не возникает. Часто не присутствует даже мотив того, что человек, напуганный феноменом незримого мира, использовал молитву или позвал священника, чтобы от него избавиться, и в итоге обратился в веру. В начале XX-го века все было совсем иначе.

 

Небезынтересны и молитвы, приводимые в журнале «Спиритуалист». Это «оккультно-ментальные молитвы», предназначенные для исспрашивания у Бога, зачастую, даров оккультного характера.

 

Спиритизм

 

Спиритизм

 

На предыдущей странице мы видим также опубликованные ответы на вопросы подписчиков. Эти ответы были получены во время спиритических сеансов, проводившихся «Кружком Спиритуалистов-Догматиков». Насколько точными были эти ответы, сказать теперь сложно. Фактом является то, что одни и те же подписчики задавали несколько вопросов, и ответы на них периодически публиковались в новых выпусках газеты «Оттуда».

 

Сложно судить о том, насколько богоугодным делом занимались члены данного спиритуалистического кружка. Ответить на этот вопрос однозначно вряд ли представляется возможным. Известно, исходя из материалов журнала «Спиритуалист», что для своих спиритических сеансов они пользовались приуготовительными молитвами, занимались ментализмом, упражнениями по укреплению воли, молитвенной практикой. Также они освящали стол посредством молитвы, который задействовали на сеансе. Спорным, однако, является то, что благой дух мог бы воспользоваться медиумом, и говорить через него. Здесь возникает еще один вопрос: пребывал ли медиум, в таком случае, в сознании, и передавал ли то, что слышал на астральном плане, астральным слухом, либо же он полностью терял над собой контроль? Если он терял над собой контроль, то здесь сложно говорить о благом характере духа, с которым он входил в общение. Вот отрывок беседы двух духов (предположительно – благого и не-благого), совершавшейся через посредство двух медиумов (по крайней мере, я очень надеюсь на то, что этот диалог вели два медиума, а не один):

 

Спиритизм

 

Помимо таких вот сообщений в журнале «Спиритуалист» и газете «Оттуда» мы встречаем немало отрывков из книги, размышлений, эссе о нравственности, философии, менталистских и гипнотических упражнений. Вот, например, отрывок из сочинения об отношении, приличествующем христианину, к самому себе, к окружающим его людям, и к миру в целом:

 

Спиритизм

 

В дальнейшем мы наверняка еще будем возвращаться к данным спиритуалистическим изданиям, изучать их и рассуждать о них. Кроме того, имеет смысл в будущем на лекциях рассматривать и другие мистические и около-оккультные раритетные издания конца XIX– начала XXвека, поскольку они способны показать нам, как относились к этим темам наши предшественники, жившие еще во времена Российской Империи.

 

Напоследок приводим страницу с рекламой из журнала «Оттуда», тоже по-своему любопытную:

 

Спиритизм

 


Перевод лектора © Eric Midnight для Эзотерического Центра «Археометр», 2013 год

Все права защищены.