Наука академическая vs наука оккультная

Прямой эмпирический путь познания, самый простой и надежный во всякой материалистической науке, сложен для науки оккультной. Для непосвященных он закрыт, для нечестивых опасен, и обманчив для всякого, перед кем ткань иллюзий не предстает бесцветным стеклом, и не рассыпаются прахом искаженные тени. Материалисты от такой безысходности бегут в физический мир, дающий плодородную и стабильную почву для экспериментов и наблюдений; оккультистам же сдержанность не позволяет пускаться в бега по первому зову инстинктивного их существа, и они остаются на месте — физическое зрение наблюдает за бегущими материалистами, отмечая славные их успехи в академических науках, дух же по-прежнему обращен к Богу. Разум тогда определяет и познает недостающее «поле зрения». Таков естественный путь логического познания, но в том только случае, если мы принимаем в качестве основы всех наших рассуждений существование связи между всеми планами бытия, их единый источник и непрерывность становления, универсальность законов, по которым они формировались. Именно это позволяет нам познавать невидимое через видимое.

Здесь мы сочли уместным привести текст Изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста:

"Истинно — без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно.

То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи.

И так все вещи произошли от Одного посредством Единого: так все вещи произошли от этой одной сущности через приспособление.

Отец ее есть Солнце, мать ее есть Луна. Ветер ее в своем чреве носил. Кормилица ее есть Земля.

Сущность сия есть отец всяческого совершенства во всей Вселенной.

Сила ее остается цельной, когда она превращается в землю.

Ты отделишь землю от огня, тонкое от грубого нежно, с большим искусством.

Эта сущность восходит от земли к небу и вновь нисходит на землю, воспринимая силу высших и низших (областей мира).

Так ты обретаешь славу всего мира. Поэтому от тебя отойдет всякая тьма.

Эта сущность есть сила всех сил: ибо она победит всякую тонкую вещь и проникнет всякую твердую вещь.

Так сотворен мир.

Отсюда возникнут всякие приспособления, способ которых таков (как изложено выше).

Поэтому я назван Триждывеличайшим, ибо владею тремя частями вселенской Философии.

Полно то, что я сказал о работе произведения Солнца".

Так, если источник всех вещей един, проявление их подобно градиенту с постепенным сгущением, различия же происходят из приспособления универсальных законов к условной характеристике плотности, то, во-первых, всякое явление видимого мира имеет подобное себе явление в мире невидимом, и, во-вторых, это же правило применимо к взаимосвязям между явлениями. Впрочем, во втором случае умозаключения следует производить с большей осторожностью.

Вообще же, подобия и аналогии многих материальных явлений вполне очевидны. Однако некоторые из этих явлений были открыты недостаточно давно, чтобы стать общепринятым примером отражения тонкого в плотном. Проще говоря, о них просто не успели еще поговорить в таком ключе. Именно этим мы и попробуем здесь заняться. Естественно, это требует большой осторожности от нас и приложения критического мышления от читателя.

Далее заметим, что представление планов бытия в виде непрерывного градиента хоть и достаточно точное, но в работе не совсем удобно, поскольку не содержит в себе никакого опорного деления. В этом смысле очень полезной оказывается тройственная схема, приводимая доктором Жераром Анкоссом: области мира он разделяет на ментальные, астральные и физические, при этом каждый из трех планов также подразделяется аналогично, и в итоге мы выделяем девять градаций сгущения:

 

Оккультное строение человека

 

Не стоит забывать, что духовный план в этой схеме не содержится, но только подразумевается. Такая схема вполне приемлема и весьма удобна для практического использования, но в качестве философской модели в редуцированном виде выступать не может. В этой статье мы не ставим своей целью изложить какую-либо часть философии, более того — сосредоточимся мы в основном на физических проявлениях, и данная схема для нас будет полезна своей простотой и универсальностью.


О МАТЕРИИ, ПРОИСХОЖДЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО МИРА И ПРОИСХОЖДЕНИИ ЖИЗНИ В МАТЕРИИ


Происхождение физического мира это как раз тот случай, когда разногласия между академической наукой и оккультной философией с развитием первой постепенно сошли на нет. Изложенные в Изумрудной скрижали представления о постепенном разделении некой однородной субстанции справедливо напоминает нам общепринятую в современной науке теорию о Большом взрыве, о развитии Вселенной из сингулярного состояния, из которого она перешла в состояние постоянного расширения, разделения плотности и движения, условно говоря, от хаоса и однородности к раздельности и порядку.

Далее стоит сказать и о самой материи. В эпоху античности и средневековья, глядя на разнообразие веществ, из которых состоит окружающая материя, непросто было прийти к соображения о её общей однородности, о градации среди веществ. Однако с развитием химии и физики стало ясно, что химические элементы отличаются друг от друга количеством составляющих их ядро заряженных частиц (протонов), а свойства их во взаимодействиях с другими элементами определяются заполненностью энергетических уровней. Периодическая система химических элементов Менделеева отражает именно что представления о градации и периодической повторяемости свойств. Фактически, множество химических элементов в такой системе и само является аналогией устройства мира, где разнообразие является результатом градации, а периодическая повторяемость структуры и заполненности электронами энергетических уровней служит основой существования подобия между градационно удаленными друг от друга элементами. В периодической таблице такие подобные элементы объединены в группы и имеют схожие свойства.

Последнее о чем мы скажем касательно материи вообще - это агрегатные состояния. Их подобие элементальным субстанциям в оккультной философии настолько очевидно, что не требует излишнего разъяснения. Отдельного стоит упомянуть только о четвертом агрегатном состоянии вещества - плазме. Её отличие от трех других (твердого, жидкого, газообразного) заключается в особенности критериев выделения: в случает плазмы основным параметром является частичная или полная ионизированность, то есть наличие заряженных частиц, при этом объемная плотность частиц с положительным и отрицательным зарядок примерно одинакова.

Теперь перейдем к живой материи. Её "историю" принято отсчитывать от появления нуклеиновых кислот, а именно молекул РНК, которым свойственна ферментативная активность; путь к их образованию лежал через появление органических веществ вообще, которые спонтанно возникали из неорганических под воздействие внешних факторов, и далее развивались в сторону усложнения и самоорганизации. Обобщая сказанное: живая материя является закономерным этапом развития материи вообще и достигает усложнения собственной структуры в результате обретения "приспособлений", из них в дальнейшей эволюции учавствуют те, которые дают преимущество в данных конкретных условиях внешней среды.


О ПРОИСХОЖДЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА


Вопрос о происхождении физического тела человека, равно как и астрального, в оккультной философии неизменно важен. Являются ли они градациями сгущения, постепенно происходящими из одного источника? Отвечая на этот вопрос отрицательно, мы противоречим принятой нами парадигме аксиом, отвечая положительно - противоречим представлениям современной науки о происхождении физического тела человека от физических тел других млекопитающих, поскольку признавая только прямое вертикальное проявление, фактически отказываемся от идеи эволюции живых существ внутри физического плана. Приходится предположить, что вертикальное проявление в определенный план бытия могло сопровождаться принятием в качестве вместилищ или приспособлений результатов внутренней эволюции субстанции самого этого плана. Фактически это всё та же идея единства происхождения, но уже с элементами множественности. Чтобы понять, имеет ли такое предположение смысл и право на существование, попробуем обратиться к явлениям материального мира и ответить на другой вопрос: имела ли место множественность происхождения в развитии живого в физическом мире? Современная биология даст на такой вопрос положительный ответ: именно множественностью мы можем охарактеризовать происхождение эукариотической аэробной (обладающей ядром и нуждающейся в кислороде для биологического окисления) клетки. Сама эта клетка изначально являлась неспособным к кислородному окислению прокариотическим (безъядерным) организмом. Также были самостоятельными прокариотическими организмами предшественники ядра (оно в клетке выполняет функцию хранилища генетической информации и места осуществления связанных с ней процессов) и митохондрий (обеспечивают клетку энергией за счет сложного транспорта электронов с субстрата на атомы кислорода), а в случае растений еще и пластид (они тоже обеспечивают клетку энергией, но уже за счет процессов фотосинтеза). Таким образом в результате независимой эволюции эти организмы приобрели факторы сродства друг к другу, и произошло сперва образование эукариотических анаэробов (прокариотическая клетка + ядро), а затем аэробов (эукариотическая клетка + митохондрии) и фототрофов (эукариотическая клетка + пластиды). То есть некоторые из физических живых тел имели множественное происхождение, и названная выше гипотеза имеет смысл (что, впрочем, не является ее доказательством и уж точно не делает ее истиной в последней инстанции, а только дает ей право на существование в принятой философской парадигме).

Теперь оставим в стороне многообразие живого в материи и обратимся к Книге Бытия. Естественно, что она тоже принесет нам размышления о множественности происхождения человека, ибо сотворение его описывается дважды:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт 1:26)
«Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,

и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,

но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт 2:4-7)

Интуитивно «второе» из них воспринимается как более приближенное к материи: человек был сотворен из праха земного, и сотворение его было своего рода необходимостью («и не было человека для возделывания земли»). Здесь также указывается, что многое из уже сотворенного пока не имело возможности существовать и проявляться. Кроме того, «второе» сотворение человека так или иначе наводит на мысль о четырех элементах, составляющих материю: прах земной, очевидно, представляет собой землю; для того, чтобы создать из него нечто стабильное, необходима вода; и, «вдунув в лице его дыхание жизни» Господь Бог наделяет человека элементами воздуха и огня. Обратимся теперь к традиционному толкованию элементов. Огонь традиционно наделяется способностью переносить и поддерживать жизнь, он наиболее близок к Духу, подобен начальному импульсу во всяком процессе, соотносится с мужским началом. Вода обладает текучестью, традиционно соотносится с женским началом, восприимчивостью и эмоциональными процессами. Воздух обладает подвижностью, но при этом наделен определенной долей стабильности, соотносится с интеллектом, разумной деятельностью. Земля наделена устойчивостью, мало склонна к изменчивости, консервативна, традиционно соотносится с физическим миром, инстинктивной составляющей. Теперь вернемся к сотворению человека из праха земного. Этот процесс можно представить как постепенное развитие собственно физического живого тела, нервная система которого постепенно эволюционирует до появления сначала способности воспринимать и выражать эмоциональные состояния, а затем разумной деятельности, после чего обретает духовную составляющую. Это вполне соответствует современным представлениям об эволюции, за исключением, пожалуй, последнего (о подобных вещах в науке говорить просто не принято).


О ТРОЙСТВЕННОМ СТРОЕНИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ


Вспомним о схеме, приведенной в начале. В соответствии с ней вне мира Духовного мы выделяем три плана бытия: ментальный, астральный и физический, каждый из которых в свою очередь подразделяется на три части. Живая материя точно так же будет подразделяться на собственно физическое, астральное в физическом и ментальное в физическом.

Начнем, опять же, с клетки, в которой это разделение наиболее очевидно. Ментальное представлено в ней генетическим материалом, набором информации, закодированной в длинных полимерных молекулах (у высокоорганизованных живых существ это всегда двухцепочечные ДНК, о других случаях мы скажем далее). Эта информация изначально одинакова для всех клеток многоклеточного организма, но под воздействием регуляторных механизмов экспрессируется по-разному, а иногда просто перестраивается (такое случается с клетками иммунной системы). Следующее звено (астральное в физическом) представлено двумя элементами: во-первых, это аппарат синтеза белка, способный переводить генетическую информацию в структуру белков, которые затем определяют все свойства и взаимодействия клетки, и, во-вторых, аппарат обеспечения энергией – в общем случае это митохондрии, а для растений еще и пластиды. И, наконец, физическое в физическом представлено самими действиями, которые клетка способна производить, и мембраной, выполняющей барьерную функцию.

В связи с этим становится более понятным нежелание биологов относить вирусы к живым организмам: они не наделены собственным аппаратом синтеза белка и энергообеспечения (то есть астральным компонентом), а из физического имеют только белковую оболочку и нехитрую систему внедрения в клетку. Их генетический материал может быть представлен не только нормальной двухцепочечной ДНК, но и одноцепочечной, это может быть и РНК (также двух- или одноцепочечная).

Несколько сложнее все выглядит в целом организме – по большей части из-за того, что наблюдаемые процессы являются сложными многосоставными комплексами явлений, а всякий орган помимо основной своей функции выполняет огромное количество побочных. Вообще с тройственным разделение человеческого тела можно развлекаться бесконечно долго: так можно разделить не только «целого» человека, но и любую отдельно взятую систему органов, любой процесс и любую функцию.

Папюс приводит такие символические соответствия: ментальному плану соответствует голова, астральному – грудь, и физическому – живот. Развернув эту условную систему соответствий можно сказать, что ментальное в человеческом теле выражено головным мозгом, берущим на себя все процессы анализа и синтеза информации, при этом разумнее будет отнести к астральной составляющей спинной мозг (отвечает за простейшие рефлексы и проведение сигналов от головного мозга) и вегетативную нервную систему (она еще называется автономной, что справедливо – сознательная регуляция для нормального функционирования ей не нужна, хотя и возможна из-за наличия в коре больших полушарий связанных с нею центров – именно им приписывают такие явления как осознанное управление висцеральными функциями, – например, сердцебиением – и эффект плацебо). Также к астральному будут относиться, действительно, многие органы грудной полости – легкие, сердце. Самым ярким проявлением астрального компонента в физическом теле человека является кровь – она переносит кислород, необходимый для энергетического обмена, множество веществ, выполняющих функцию передачи сигнала и регуляции. Вообще же в связи с интегрирующим характером астрального компонента к нему можно отнести все интегрирующие регуляторные системы в виде целого: нервную, эндокринную, иммунную и цитокиновую. Впрочем, учитывая стратегическую функцию иммунной системы – обеспечение нормальной экспрессии генетического материала индивида в потенциально чужеродной среде – она в некоторой степени будет иметь отношение и к ментальному компоненту. К физической составляющей мы отнесем все, что обеспечивает возможность дальнейшего пластического обмена (то есть пищеварительную систему), двигательный и опорный аппарат. Другие составляющие человеческого тела не имеют столь очевидной принадлежности к одному только компоненту по названным выше причинам.

 


Лекция © Kima O'Leika для Эзотерического Центра «Археометр», 2013 год

Все права защищены.