История Таро

 

Таро МамлюковВ старинном китайском словаре Чинг цзе Тунга, получившем известность в Европе в 1678 г., говорится, что карты были изобретены в Китае в 1120 г., а в 1132 г. получили здесь всеобщее распространение. Четыре масти символизировали времена года, а 52 карты количество недель в году. Существуют также сведения, что китайцы и японцы еще до появления игральных карт из бумаги уже играли табличками, наподобие карт, из слоновой кости или дерева с нарисованными фигурами, а в средневековой Японии были оригинальные игральные карты из раковин мидий. Они были украшены рисунками, изображавшими цветы, пейзажи, бытовые сценки. С помощью таких карт можно было раскладывать и "пасьянс" - раковины раскладывали на столе и искали среди них "двойников". В XIII веке карты стали известны в Индии и Египте.

 

Принято считать, что появление игральных карт в Европе связано с нашествием исламских сил со стороны Северной Африки, Испании и Сицилии во времена Мамлюкского Султаната (нынешний Египет), существовал с 1250 по 1517. Испания была местом контакта с арабским миром, значение которой росло с продвижением Реконкисты. Европейская игра в карты, с мастями палок, чаш, мечей и монет, очевидно основанных на колодах "Мамлюк", получила широкое распространение по всему континенту. Основные изображения мамлюкских карт весьма просты, но фон украшен орнаментом. В колоде четыре масти: монеты, чашки (кубки), мечи (ятаганы) и клюшки для поло, по 10 карт в каждой масти. Также, мамлюк содержали три придворные карты в каждой масти: король (малик), первый министр (наиб малик) и второй министр (тани наиб). Всего 52 карты. В Италии и Испании они стали Королем, Всадником и Валетом. В Германии, Швейцарии, Австрии, Венгрии, Чехии - Королем, Верхним Валетом и Нижним Валетом. В 1423 в Болонье Св. Бернардин читает проповедь против порока азартных игр вообще и против игральных карт в частности, и говорит о колоде из 56 карт, упоминает Королеву. Добавили Королеву к Королю и Маршалам? Так получился набор из четырех фигур, который впоследствии станет "стандартным" и для карт Таро.

 

Летопись Джованни Морелли за 1393 – впервые напечатанная в 1728 осуждает игру в кости среди детей и в качестве альтернативы предлагает безобидную поучительную игру наиби. Варианты этого слова, видимо, заимствованы у мусульман и были первым обозначением карт в разных странах Европы, а в испанском языке  карты до сих пор именуют naipes. Стоит заметить, что вероятно, ранние европейские названия игральных карт (наиби, наиббе, наипес и т. п.), происходят от мамлюкских Министров-наибов.

 

Очевидно, первые поучительные карты привели к созданию карт игральных.

 

Первые карты, которыми играли в Европе, стоили очень дорого, т.к. литографического печатания тогда еще не было, они рисовались от руки. Во Францию карты привозились из Италии, этому есть историческое свидетельство - указ счетной камеры 1390 года, в котором отражен расход на покупку карт для увеселения короля. Интересно, что карты в то время имели в длину 22 сантиметра, и это делало их крайне неудобными для игры.

 

карты ТароФранческо Фиббья (1360-1419) князю пизанскому приписывают заслугу изобретения Болонского Тароккино - одной из разновидностей игрального Таро. Основой этому служит подпись на портрете князя, который в наст время хранится в Болонье. Но историки Роберт Стил и Майкл Дюммет пришли к выводу что портрет был написан много позже смерти Фиббья и не может быть основанием для датировки Тароккино.

 

Далее необходимо сказать несколько слов о Триумфах. Эти торжественные вступления победоносных полководцев имеют, как ни странно, прямое отношение к истории возникновения игральных карт. Традиция триумфов была возрождена в 1237 году Святым Римским Императором Фредериком II в честь победы над городом-государством Миланом в стремлении подражать древнему Риму. После этого в Европе триумфы стали постоянной составляющей, обязательной во время сезонных торжеств, фестивалей и свадеб. Триумфы были сложной формой уличных представлений, и стали излюбленной темой в популярном искусстве и литературе того времени, использовались как аллегория, в которой человеческие, религиозные и мифологические персонажи располагались иерархически, по ранжиру от самой низкой до самой высокой, служа зрительным пособием по изучению универсального закона природы.

 

Примером именно такого сюжета является Тароччи Мантенья(1431-1506), которое представляет собой набор из 50 выгравированных на меди изображений (около 1465 года). Считается, что оно служило социальной игрой или набором обучающих изображений для образованных людей. Фактически, оно не имеет ничего общего с Мантенья. Авторство также приписывается Баччо Бальдини (1436-1487), имя которого сейчас упоминается лишь в связи с Таро лишь в специальной литературе. Однако авторство ни Мантеньи ни Бальдини не может считаться доказанным. Карты, которые являют собой два неразрезанных листа с сериями  нумерованных гравюр, пронумерованы от 1 до 50 и разделены на группы по 10 карт каждая: первая группа это иерархия социальных слоев (нищий, слуга, ремесленник, торговец, дворянин, рыцарь, дож, король, император и Папа); вторая группа это Аполлон и девять Муз; Искусства и Науки являют собой третью группу и вторгаются в четвертую десятку вместе с семью добродетелями и Солнцем; и последняя десятка это семь планет, восьмая сфера, то есть сфера Зодиака, Перводвижитель Premium Mobile и Первопричина.

 

Ни один из известных экземпляров не был изготовлен в виде колоды игральных карт; Тароччи представляли собой черно-белые рисунки, напечатанные на тонкой бумаге, либо выгравированные на меди.

 

Игральные картыСреди этих 50 изображений можно найти все, которые мы встречаем в Таро и даже есть мнение, что Тароччи Мантеньи – это упрощенное Таро, которые автор по причине скудных знаний в оккультной науке решил дополнить согласно своим предрассудкам. В любом случае 22 Аркана Таро связаны с игрой Наиби.

 

Через примерно четверть века, в 1450 г., в Милане появляется колода Таро Висконти-Сфорца. Сохранившиеся фрагменты колод, изобретенных семействами Висконти и Сфорца, послужили прототипом современной колоды из 78-ми листов, однако у Висконти триада Король - Всадник – Валет была дополнена Королевой – Всадницей – Служанкой, и того 24 фигурных карты. Но этот вариант фигурных карт так и остался курьезом поскольку в дальнейшем больше нигде не встречался.

 

Итак, после Таро Висконти-Сфорца появилось Ломбардо-Венецианское Таро (т. н. марсельское), основанное на нем, но там присутствует стандартные 20 фигурных карт – возраст фрагментов этой колоды датируется серединой XVI века. В Италии на какое-то время этот строй Таро (под сроем понимается количество карт и нумерация) был забыт и вновь занесен из Франции в XVIII веке. При этом в Италии существовали с XV века, и распространены до сих пор, другие варианты строя Таро.

 

Так же хочется заметить о цыганской легенде происхождения. Как мы проследили, Таро образовались из игральных карт без каких-то воздействий извне, если не считать появление самих игральных карт во время нашествия исламских сил. И символика так же не имеет никакого отношения ни к Египту, ни к цыганам.

 


Автор © Дмитрий, специально для сайта Эзотерического Центра "Археометр", 2014 год